Исследование организационных структур управления фирмы

Литература

Учебные вопросы

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности менеджера.

(4 часа)

1.Исследование организационных структур управления фирмы.

2.Основные режимы деятельности фирмы и стили её организационного поведения.

3.Формы научного исследования структуры управления фирмы

4 Состав и выборы методов исследования систем управления фирмы.

5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления

1. Козырев Ф.Ф. Информационные технологии в экономике: Учебник. Второе издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001г. – 360 с.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник /Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999г.– 400 с.

3. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов /Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003г.– 439 с.

4. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2004г. – 288с.

5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998 г. – 704с.

Задачи рационализации организационных структур управления сводятся к двум видам:

- анализ (диагностика) существующих структур управления,

- синтез (проектирование) структур управления.

Мы видели, что применение той или иной организационной структуры управления определяется целым рядом факторов:

- цели фирмы,

- стили ее организационного поведения,

- основные задачи и методы деятельности,

- исторически сложившиеся традиции в фирме,

- национальные особенности общества,

- персональные аспекты,

- характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и т.д.

Наиболее определяющими факторами является характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности (завод, НИИ, торговая организация и т.д.)

Задача анализа состоит в установлении соответствия между организационной структурой управления фирмы и условиями ее среды.

Задача синтеза состоит в определении числа и состава структурных блоков управления, способов их взаимосвязи и взаимодействия (начальный этап - выбор типа организационной структуры управления).

2. Основные режимы деятельности фирмы и стили её организационного поведения.

Практически управление любой фирмой имеет два режима работы:

- стратегическое управление;

- оперативное управление.

Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 17.1). Таким образом даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организационного поведения. Крайними являются следующие:

- производственный,

- предпринимательский.

Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения.

Предпринимательский - на непрерывное изменение достигнутого состояния.

Таблица 17.1

Основные характеристики режимов управления

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Культура фирменного поведения Ориентирована на производство (маркетинг), успех определяется агресивностью в конкуренции и эффективностью в производстве. Ориентирована на стратегию (гибкость), успех определяется изобретательностью, созданием новых возможностей, предвидением
Характеристики управляющего лица Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, контролировать подчиненных. Предринимательство, новаторство, благожелательное лидирование в коллективе.
Основные методы управления Долгосрочное планирование, контроль. Стратегическое планирование, управление и контроль
Типовые структуры управления Линейно-функциональные, дивизиональные. Матричные, множественные.
Динамичность структуры управления Стабильная Динамичная
Характер власти Децентрализована, сосредоточена в производстве и маркетинге. Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР.

Различия в организационном облике фирм, преимущественно придерживающихся этих крайних стилей, характеризуются табл. 17.2.

Таблица 17.2

Сравнение производственного и предпринимательского стилей

Стиль Характеристики Производственный Предпринимательский
Цели Оптимизация прибыльности Оптимизация потенциала прибыльности
Пути достижения цели Экстраполяция прошлых подходов Взаимодействие возможностей получения прибыли и качеств управления
Ограничения По окружающей среде и внутренним возможностям По способности изменить окружающую среду, создать требуемые специализации, воспринять способы поведения
Система стимулирования За стабильную эффективность и прошлую деятельность За творчество и инициативу
Информация Внутренняя: результаты деятельности Внешняя: глобальные возможности Внутренняя: возможности. Внешняя: долгосрочные возможности
Стиль руководства Популярность, обеспечение единства подходов Допущение риска, умение вдохновить на восприятие изменений
Оргструктура Стабильная или расширяющаяся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности Гибкая, по проблемам, жесткая увязка видов деятельности
Подходы к решению управленческих проблем Реакция на возникшую проблему, использование прошлого опыта с минимумом отклонений от статус-кво, рассмотрение одной подходящей альтернативы Активный поиск возможностей, предвидение проблем, большие отклонения от статус-кво, поиск лучшей из многих альтернатив
Отношение к риску Минимизация риска, соответствие прошлому опыту Сознательный риск, баланс совокупности рискованных вариантов

Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятельности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции:

- производственную,

- конкурентную,

- инновационную,

- предпринимательскую.

Их основные характеристики приведены в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Характеристики основных реакций фирмы

Типы реакций Характеристики Производственная Конкурентная Инновационная Предпринимательская
Характерные черты управления Минимально необходимое общее руководство. Распределение конкретных обязанностей. Финансовый контроль. Основное внимание производству. Балансировка маркетинга и производства. Гибкие роли в управлении. Долгосрочное планирование. Нововведение в управлении. Cистема управления по проектам. Быстрые реакции на изменения. Прогнозирование изменений. Стратегический портфель заказов. Стратегическое планирование потенциала. Своевременная реакция на изменения.
Цели фирмы Минимум затрат Обеспечение оптимальной прибыли Обеспечение краткосрочного потенциала Обеспечение долгосрочного потенциала
Цели НИОКР Снижение себестоимости Повышение надежности Улучшение товарного вида, Модернизация продукции Разработка новой продукции Создание новых технологий для новой продукции
Поведение в конкуренции Реакция на ценовую конкуренцию. Агрессивная стратегия сбыта Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции Разработка новых концепций маркетинга. Поиск новых рынков для новых товаров
Системы премирования За снижение себестоимости За повышение рентабельности За новаторство За предпринимательство
Типичный индекс нестабильности 1-2 2-3 3-4 4-5
Рекомендуемая структура управления Линейно-функциональная Дивизиональная Матричная Множественная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: