Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве.
Документ и его функции.
Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться тремя способами:
1. устно;
2. на бумаге (при помощи бумажных носителей);
3. при помощи электронных средств.
Большая часть информации, которая используется в управлении, оформляется в виде документов.
Для чего это нужно?
1. Для осуществления контроля исполнения;
2. для решения спорных вопросов;
3. для анализа;
4. для исследования управления с целью повышения его эффективности.
Документ выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника (менеджера), и как его результат.
Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства».
Основным материальным носителем деловой информации в настоящее время является бумага.
Документ выполняет следующие функции:
1. Информационную (содержит сведения о фактах, событиях);
|
|
2. организационную;
3. коммуникативную;
4. юридическую;
5. воспитательную.
Важнейшей среди названных функций является информационная функция.
В чем заключается организационная функция?
С помощью документа обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности.
Что обеспечивает коммуникативная функция?
Внешние связи предприятий и организаций.
Так как содержание документа может быть использовано в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов, то документ несет юридическую функцию.
Как документ выполняет воспитательную функцию?
Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня подготовки. Хорошо оформленный документ повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.
Различные формы управленческой деятельности реализуются с помощью определенной совокупности документов.
Например:
Учет – бухгалтерские документы, статистическая документация.
Рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, которые созданы по единым правилам и требованиям для применения в конкретной области деятельности, называют унифицированной системой документации (УСД).
НПД в современной России составляет совокупность:
· Законодательных актов РФ
· Правовых и нормативных актов и методических документов, которые регламентируют создание, обработку и хранение деловых документов, а также документов, которые регламентируют работу служб делопроизводства на всех уровнях управления.
Т.е. все нормы, правила, требования к оформлению документов оказались рассеянными по многим законодательным и нормативным актам.
|
|
Например, федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ утверждает, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы, а порядок документирования устанавливается органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства и стандартизацию документов и их массивов.
(собрание законодательства РФ № 2, 1995).
Гражданский кодекс установил требования к содержанию устава, на основании которого действуют юридические лица.
Структура законодательной и нормативной базы делопроизводства
Далее мы остановимся на нормативных документах, имеющих для организации делопроизводственного процесса важное значение. Положения, требования, правила этих документов достаточно полно будут изучены нами в дальнейшем.
Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).
Нормы и правила ГСДОУ базируются на основных положениях единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), созданной в СССР в 1973 г. ЕГСД сыграла важную роль в оптимизации документационных процессов.