Коммуникация и координация
В соответствии со структурой, отношениями и культурной средой образуются и коммуникации-связи в организации:
· рабочие горизонтальные (на одном уровне иерархии)
· рабочие вертикальные (с одного уровня иерархии на другой)
· линейные (реализующие отношения “начальник-подчиненные”)
· функциональные (штабные), несущие совещательные или рекомендательные функции
· косвенные (например, инспектор отдела кадров-начальник цеха или главный бухгалтер-начальник цеха; эти связи часто
имеют место через “голову руководителя организации”, вредят делу и не подкрепляются полномочиями)
· формальные (связи координации, подкрепляемые принятыми в организации полномочиями, правилами, нормами и процедурами)
· неформальные (на основе личных взаимотношений, дружбы, родственных связей и т.д.)
Часто в организации устанавливаются правила взаимодействий ее членов, например:
Группа из 3 человек (или трех подразделений)
Группа из 4 человек (или 4 подразделений)
|
|
Группа из 5 человек (или 5 подразделений)
Эти сети могут реализовываться на базе ЭВМ.
Большое место в организации занимают и коммуникационные стили общения индивидов.
Для менеджера очень важно знать в какой зоне он и его собеседник находятся и регулировать свое поведение в зависимости от ситуации.
Очень важна и невербальная коммуникация. Она характеризуется:
· движениями и пластикой тела (жесты, мимика, позы и т.д.)
· личными физическими данными (строение тела, вес, рост, цвет волос, глаз, запах тела, мускулатура)
· речь (дикция, тембр, мощность ударения и др.)
· манерой поведения
· внешней средой (дизайн помещения, мебель, чистота, опрятность, освещенность, шум)
· организационной культурой (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать и т.д.)