Рыночная экономика и ее функции
Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множество определений рынка.
С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.
С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
В качестве обобщения можно сказать, что:
Рынок - это система организационно-экономических отношений, которая осуществляется через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена, потребления.
Функции рынка:
1. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, посредством которой рынок связывает производство и потребление, обеспечивая непрерывность воспроизводственного процесса
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы... Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовывать бизнес и перестроить структуру производства
|
|
3. СТИМУЛИРУЮЩАЯ. Рынок посредством спроса, предложения, ценообразования и конкуренции побуждает производителей полнее удовлетворять запросы потребителей, снижая издержки производства.
4. РЕГУЛИРУЮЩАЯ состоит в том, что через такие механизмы, как конкуренция, спрос, предложение, цены рынок определяет что, для кого и как производить. Это и есть та «невидимая рука» А.Смита, которая ведет предпринимателя, преследующего интерес личной выгоды, к удовлетворению потребностей общества
5. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ. Через рынок устанавливается связь производителей и потребителей.
6.ЦЕНООБРАЗУЮЩАЯ. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке кол-во какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно - производство и предложение данного товара, И наоборот.
7.САНИРУЮЩАЯ. Рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены, В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, неэффективных фирм
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:
-гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям
-оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли
|
|
-независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок...
-способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом кол-ве и высокого качества
НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ:
-рынок не гарантирует права на труд и доход, более того рынок создает существенное неравенство
-рынок не способен к решению таких социальных проблем как занятость, образования, охрана здоровья населения
-рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды.
СУБЪЕКТАМИ РЫНКА являются:
1.Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц (адвокаты, врачи, фермеры), которая:
-обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании);
-самостоятельно принимает решения;
-является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;
-стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2.Фирма - экономическая единица, которая:
-использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
-стремиться к максимизации прибыли;
-самостоятельно принимает решения.
З.Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Основная экономическая роль государства - обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.
Задачи государства:
1.Защита прав собственности.
2. Создание каналов обмена информацией
3.Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг: транспортная сеть, площадки для торгов
3.Правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах
4. Производство общественных благ: оборона, здравоохранение, образование
Свою предпринимательскую деятельность государство ведет на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и па успешное функционирование экономики в целом.
ОБЪЕКТАМИ рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты...
Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда. службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы...
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы... Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция ( лат. conkuro - сталкиваться ) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется различными способами:
1.- внутриотраслевая - между аналогичными товарами:
- межотраслевая - между товарами различных отраслей
|
|
2.- ценовая — предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. (Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.)
- неценовая — основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений различают:
-совершенную (свободную)
-несовершенную
и соответствующие рынки: свободной конкуренции и несовершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
РЫНОК СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (совершенная конкуренция) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:
-на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;
-обмен осуществляется однородными продуктами;
-покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;
-существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться.
Под НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.