Социально-экономическое положение Курганской области

Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Конституционно-договорной характер Российской Федерации.

Тема 2. Разграничение компетенции. Статус Курганской области.

КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – государство, возникшее на основании конституции и договора между субъектами федерации и федеральным центром. Это федерация с элементами конституционной и договорной федеративной государственности. К.-д.ф. — это не реальность, а концепция, согласно которой К.-д.ф. признается федеративное государство, учрежденное договором и конституцией, но приоритет с юридической точки зрения принадлежит конституции. Если конституционная федерация создается и преобразуется в результате принятия конституции, то конституционно-договорная федерация основывается как на конституции, так и на предваряющем ее принятие договоре между субъектами федерации и федеральным центром. Сходной с данной моделью федерации является договорно-конституционная федерация, т.е. такая федерация, когда вначале заключается федеративный договор, а в последующем принимается конституция, закрепляющая федеративный статус государства.

Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик.

В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).

После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации.

В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства.

Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов – краев и областей.

Кроме того, Договор подписали не все регионы. Результаты голосования показали, что в семи республиках (Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва) и десяти областях граждане голосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках (Татарстан и Чечня) референдум не состоялся. Татарстан и Чечено-Ингушская Республика подписали его с оговорками.

В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.

Инкорпорирование (включение) норм Федеративного договора в действовавшую Конституцию РСФСР означало, что Российская Федерация приобрела статус конституционно-договорной. Этот статус Россия сохранила до принятия ныне действующей Конституции. О стремлении некоторых регионов (в особенности республик) сохранить договорную основу с центром свидетельствовали результаты референдума 12 декабря 1993 г. по Конституции РФ.

После принятия Конституции наметилась тенденция путем заключения индивидуальных двусторонних договоров субъектов Федерации с РФ установить особый статус регионального образования, несколько отличный от закрепленного в Основном законе страны. Всего было заключено 42 таких договора. Ныне такая практика признана нежелательной, а вопросы разграничения полномочий между центром и регионами урегулированы Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". По состоянию на 1 мая 2012 г. 24 вышеназванных договора расторгнуты их участниками, 14 — продолжают действовать.

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»*.

К исключительному ведению Российской Федерации относится:

1) в области государственном строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

- федеративное устройство и территория Российской Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство в Российской Федерации;

- регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

- формирование федеральных органов государственной власти;

- судоустройство, прокуратура;

- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

- правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;

- федеральная государственная служба;

- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях:

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет;

- федеральные налоги и сборы;

- федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

- деятельность в космосе;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

- геодезия и картография;

- наименования географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения Российской федерации;

- оборона и безопасность;

- оборонное производство:

- определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:

1) в области государственного строительства:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

- зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- режим пограничных зон;

- административное, административно-процессуальное законодательство;

- кадры судебных и правоохранительных органов;

- адвокатура, нотариат;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

- охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения;

- защита семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальная зашита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: