Профессиональные роли социального педагога

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику негативных явлений и отклонений в поведении детей и взрослых. В связи с этим ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Социальный педагог в своей профессиональной деятельности выполняет следующие социальные роли:

- посредник (связующее звено между личностью и социальными службами, между родителями и детьми, между семьей и государственными службами),

- «адвокат» (защитник интересов, законных прав личности и его семьи),

- участник и организатор совместной деятельности (побуждает человека к действию, социальной инициативе),

- помощник (помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы),

- психотерапевт и наставник (содействие личности и семье в разрешении личностных проблем, социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме),

- конфликтолог (помощь в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций своих клиентов),

- эксперт (постановка социального диагноза и определение методов компетентного вмешательства),

- общественный деятель (поддержка, развитие и руководство социальных инициатив граждан).

2. Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности, характеристику труда, основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник либо практикующий специалист в данной должности.

Квалификационная характеристика социального педагога состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать», и «Квалификационные требования».

В первой части«Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог. К ним относятся:

- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;

- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, брачно-семейным, трудовым, гражданским вопросам;

- социально-реабилитационная помощь – направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

- социально-бытовая помощь – направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

- социально-экономическая помощь – направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

- медико-социальная помощь – направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из группы риска;

- социально-психологическая помощь – направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении;

- социально-педагогическая помощь – направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и умения.

Профессиональные знания социального педагога:

- нормативно-правовая база деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

- теория и история социальной педагогики;

- возрастная психология, изучающая личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющее поведение;

- социология, изучающая объединения и группировки людей (семья, мала группа, школьный коллектив, коллектив сверстников);

- методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Профессиональные умения социального педагога:

- аналитические умения предполагают теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка, анализ состояния ребенка и окружающего его социума, вычленение проблемы ребенка, анализ совместной деятельности по устранению проблемы;

- прогностические умения предполагают прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность, прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Прогностические умения предполагают выдвижение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результатов, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов, распределение времени, планирование совместной с ребенком деятельности;

- проективные умения предполагают определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Они включают перевод цели деятельности в конкретные задачи, учет личных возможностей, опыта и материальных условий, отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач, создание программы деятельности для конкретного ребенка.

- рефлексивные умения предполагают самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;

- коммуникативные умения предполагают владение культурой межличностного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка, войти в ситуацию общения и установить контакт, выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка, создавать и развивать позитивные отношения, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.

Социальный педагог – представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Как посредник во взаимоотношениях личности, семьи и общества он призван работать в системе образования и социальной помощи населению.

3. Профессиональные стандарты и требования к профессиональной компетенции социального педагога основываются на кодексе этики социального педагога, который базируется на фундаментальных общечеловеческих ценностях. В соответствии с этическим кодексом социальный педагог рассматривается как работник социально-педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции:

Облик и поведение социального педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: