Профессионально-этические нормы социальной работы с лицами пожилого возраста

С лицами пожилого возраста

Профессионально-этические аспекты социальной работы

1. Профессионально-этические нормы социальной работы с лицами пожилого возраста

2. Деонтологический аспект социальной работы с пожилыми людьми

Социальная работа, как и любой вид социальной деятельности, во всех её аспектах лишь в незначительной степени регламентируется социальным законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими эту деятельность. Особенностью современного этапа развития социальной работы в мире является стремление привнести критерий этической оценки в самые разнообразные сферы этого вида специфической социальной профессиональной деятельности. Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Социальный работник должен стремиться к благу и избегать зла. Профессией социальный работник можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, т.е. профессиональную подготовку специалиста необходимо ориентировать на формирование его личности. И в этом вопросе, пожалуй, следует согласиться с высказыванием В. И. Жукова, по словам которого «именно духовность как отличительная особенность личности является совокупностью тех её свойств, которые отражают предрасположенность человека к деятельности в социальной сфере» [43,с81].

Вопрос введения этической регламентации работы специалистов так остро стоит в социальной работе потому, что человек является объектом разного рода прямого воздействия со стороны специалиста (группы специалистов). В социальной работе контакт специалиста с его клиентом осуществляется непосредственно, в случае с пожилыми людьми такой контакт, как правило, связан с потреблением медицинских, социальных, психолого-педагогических, правовых и прочих услуг. Итоги взаимодействия специалиста с его клиентом при этом могут оказывать значительное влияние на жизнедеятельность и судьбу личности, являющейся потребителем услуг, воздействуя при этом не только непосредственно на неё, но и опосредованно – на ближайшее социальное окружение пожилого человека и социум в целом.

В связи с этим общих этических норм и принципов, с помощью которых общество и общественные институты, сами социальные работники, могли бы контролировать и оценивать деятельность специалистов, становится недостаточно, поскольку нормы и принципы общественной морали дают возможность проконтролировать и оценить главным образом конечный результат деятельности на его соответствие моральным стереотипам общественного сознания, но не саму деятельность в процессе её осуществления. Недостаточно оправдывает себя и опора на общественную мораль, поскольку в отдельные периоды развития общества она может быть неприемлема в социальной работе.

Социальная работа требует особой этической регламентации, гарантирующей поддержание и сохранение её гуманистической сущности и содержания, повышающей её эффективность как профессиональной деятельности и социального института. Этическая система профессионального взаимодействия с пожилыми людьми должна гарантировать соблюдение прав представителей старшего поколения, социального работника и интересов общества, способствовать формированию необходимого личностно-нравственного и профессионального облика специалиста и выполнению им своего профессионального долга, оказывать тем самым влияние на уровень гуманности и нравственности общества. Являясь неотъемлемой компонентой, органично входящей в систему социальной работы, профессиональная этика имеет собственные цели и задачи, выполняет определенные функции, в том числе и функции контроля и регламентации содержания социальной работы во всем его многообразии. Цели и задачи этики социальной работы, её функции, принципы и нормы не противоречат целям и задачам социальной работы, а способствуют их качественному, эффективному и творческому выполнению.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика определяется как совокупность общих и специфических моральных норм и принципов, детерминирующих поведение, действия и отношения специалистов, возникающие в процессе профессиональной деятельности и имеющие большое значение для обеспечения необходимой результативности деятельности. Нормы и принципы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным, одобряемым с точки зрения норм профессиональной этики, образом.

Основой этической системы профессиональной социальной работы является моральная норма – это общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам и объектам социальной работы, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы в этике социальной работы имеют большую значимость, поскольку они определяют требования общества и профессиональной группы к деятельности специалиста и служат основой для оценки его поведения. Норма может иметь разную степень обобщения, в связи, с чем можно различать общиеи частные нормы профессиональной этики социального работника. Общие нормы профессиональной этики в социальной работе выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальная норма, которой при этом должен руководствоваться социальный работник – «не навреди» («primum non nocere» – изречение, приписываемое Гиппократу), должна быть эталоном для сверки всех действий в отношении клиента. Она включает в себя все принципы профессиональной этической системы, и, в свою очередь, включена в каждый из принципов как его неотъемлемая составная часть. Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, заключенную в той или иной общей норме. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, ограниченную сходством ситуаций, а следовательно, до некоторой степени детерминирует и схему действий социального работника.

Одним из проявлений тенденции привнесения оценки профессиональной деятельности с позиций этических норм является стремление научных работников и практиков, занятых в сфере социальной защиты населения, выработать собственный профессионально-этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения профессиональной морали. Профессионально-этический кодекс (от латинского codex - книга) – это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

Именно необходимость регулирования поведения и действий социального работника в целом и в отдельных, частных случаях обусловливает необходимость разработки и введения профессионально-этического кодекса социального работника, как решающего фактора, дающего возможность детерминировать, регулировать и оценивать деятельность специалиста в общем и в частном, гарантировать целостность и всеобщность этико-аксиологического подхода к профессиональной деятельности. Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, и направленность научной мысли в этом направлении имеет не меньшую значимость, чем сам факт разработки подобного кодекса. Принимая решения, проводя их в жизнь, социальный работник, сверяет свои действия с этическим кодексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы выбора. Наличие этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельного принятия решения и от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность социального работника состоят не в отказе от нормативных устоев, принятых сообществом в виде профессионально-этического кодекса, а в принятии решений и действиях на их основе.

В практике социальной работы на протяжении её истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определённого комплекса профессионально-этических ценностей, в котором хотя и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Ценности социальной работы представляют собой некие смысловые универсалии, образованные «в результате обобщения типичных ситуаций, фиксирующие наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня – от личности до общества в целом (М.С. Каган). Свобода личности, гражданское достоинство, личностный и профессиональный долг, ответственность, патриотизм, толерантное отношение к пожилым членам общества – несомненные ценности, составляющие ядро профессиональной компетентности и этики профессионального взаимодействия специалистов по социальной работе в целом. Реализация этих ценностей может способствовать, с одной стороны, реализации ценности человека как клиента социальных служб, поскольку является проявлением интегративной заботы государства и общества о личности, обладающей объективно сниженными возможностями, а с другой – содействовать реализации этой личностью своих основных социальных прав на свободу, труд, справедливость, равенство, полноценное коллективное взаимодействие с другими членами общества, защищенность, развитие и т.п., являющихся одновременно важнейшими социально- и индивидуально-значимыми ценностями. Содействуя на любом уровне социальной структуры решению проблем конкретного клиента, группы и общества в целом, социальный работник способствует достижению ими блага, реализации свободы и справедливости, других высших ценностей в обществе и утверждению их в общественном, групповом и личностном сознании. Тем самым профессиональная социальная работа способствует реализации ценности человека и основных гуманистических ценностей в целом.

Гуманистические ценности в полной мере представлены в системе профессионально-этических ценностей социальной работы, но имеют при этом определенную специфику, определяемую целями и задачами непосредственной практической деятельности. Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются современные специалисты по социальной работе и социальные работники, – это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы, содержащиеся в Кодексе, носят как предписывающий, так и запрещающий характер, касаются как формирования личности специалиста по социальной работе и социального работника, так и их профессиональных взаимоотношений с отдельными людьми и социальными группами. Само появление этических кодексов в социальной работе означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса американскими социальными работниками явилось важным условием соблюдения членами профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности.

Среди многих принципов, которыми должны руководствоваться специалисты по социальной работе и социальные работники, есть более или менее важные, но есть и такие основные внутренние побудители, общественные и личностные предпосылки к выбору социальной работы как профессии, значение которых является смыслообразующим. Одной из составляющих данного вопроса является этический стандарт профессии, который объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников.

Профессионально-этические принципы социальной работы перечислены в Декларации об этических принципах и социальной работе Международной федерации социальных работников:

1) самореализация,

2) освобождение через солидарность,

3) отказ от дискриминации,

4) демократия и принцип жизни,

5) защита прав клиента,

6) участие и сотрудничество клиентов,

7) самоопределение,

8) отказ от жестокости,

9) принцип личной ответственности.

Гуманистические приоритеты и ценности социальной работы меняются с течением времени и, вероятно, будут меняться и в будущем. Однако сегодня для российских специалистов социальной работы как профессионалов, способных разрешать или смягчать кризисные ситуации, необходимо, чтобы формирование профессиональных ценностей и этических норм поведения были акцентированы на развитии и саморазвитии духовно-нравственных качеств личности, её культуры. Речь идет о подготовке специалиста с определенным типом поведения, пользующегося авторитетом и доверием пожилого населения. Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и др.

Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой. Профессионально-этическая компетентность социального работника, приобретенная им в процессе обучения и закрепленная в процессе практической деятельности в качестве своеобразного морального опыта, становящегося основой нравственных убеждений и потребностей, является одним из основных компонентов его профессионализма

Специалист по социальной работе должен осознанно применять приобретённые знания и навыки в конкретной ситуации. Поскольку социальная работа является универсальным видом деятельности, она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно, поэтому в квалификационном справочнике социальному работнику приписан весьма широкий перечень требований. Но непременным признаком профессиональной компетентности социального работника выступает «умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности» []. В этой ситуации процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории и наоборот. Без внедрения знаний, умений и навыков в практику нельзя рассчитывать на способность специалиста выполнять свои профессиональные обязанности, а не обладая нравственными качествами, социальный работник не может пользоваться доверием клиентов пожилого возраста. Поэтому большую роль в оценке специалистом каких-либо убеждений или предпочтений пожилого человека, сильных или слабых сторон его личности играет самообразование и самосознание. Квалифицированный специалист должен быть способен, если это необходимо, отступать от стандартов профессионального взаимодействия с клиентом и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность.

В социальной работе с лицами пожилого возраста специалист должен добиваться личного и профессионального роста. Специалист оправдывает социальные ожидания только тогда, когда его личностная, общая и профессиональная культура развиваются опережающими по отношению к другим членам общества темпами. Для того чтобы достигнуть мастерства в профессиональной деятельности, специалисту по социальной работе необходимо обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, умениями, навыками, компетентностью и высокой мотивацией. Концептуально профессиональная деятельность специалиста по социальной работе может основываться на модели мотивации профессиональной деятельности, предложенной В.Ф. Дружининым. Суть её заключается в следующем: приступая к выполнению той или иной деятельности, специалист осознает и субъективно-эмоционально переживает ее цену с точки зрения социальной значимости. Это осознанное переживание накладывается на его установки, сформированные в процессе обучения, воспитания, профессиональной подготовки и формирует соответствующее психологическое состояние, в результате чего закрепляется мотив действия, внутренняя мотивация, обуславливающая в большей степени надежность результатов профессиональной деятельности.

Специалист по социальной работе должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом пожилого возраста. Очень важно, чтобы профессионал обладал не только мастерством, но и отличался высокой эффективностью и стабильностью результатов деятельности. Высокоэффективная деятельность характеризуется высокими показателями качества и производительности и преследует социально значимые цели. Результаты исследований продуктивности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе доказывают, что к практическому работнику необходимо предъявлять как минимум, два типа требований (А. В. Петровский, 1986):

1. Профессиональная грамотность. Данный критерий обусловлен тем, что профессия специалиста по социальной работе – мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики как психология, педагогика, юриспруденция, социология и медицина. Данная профессия предполагает не только наличие знаний, но и практических умений реализации технологий этих областей.

2. Социальная компетентность (умение организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения).

Специалист по социальной работе должен заниматься целостной личностью. Социальная работа является уникальной среди профессий, т.к. направлена на человека целостного – его биологическое, психологическое, социальное и духовное содержание. Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут специалисту стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. В контактной социальной проблеме разрешаются, как правило, личностные, жизненные проблемы, которые имеют глубокий содержательный смысл. Профессиональное владение навыками умениями поможет специалисту в оптимальном ключе справиться как с задачами первого порядка (помощью клиентам в решении сущностных проблем), так и с проблемами процессуального порядка. При условии прочного освоения базовых навыков и умений гарантировано успешное решение большинства проблем, встречающихся в практике социальной работы на индивидуально-личностном уровне. Стратегий решения проблем может быть великое множество (проф. К. Урпонен, Финляндия) при условии творческого подхода к реализации алгоритма решения проблемной ситуации. Кроме самих проблем, сложным часто являются и их носители, так называемые «трудные» клиенты, общение с которыми требует особого напряжения. Достаточно важно учитывать, что работа с клиентом предполагает навыки панорамного видения жизни, наличие позитивных временных перспектив.

Специалист по социальной работе должен предоставлять клиенту современное видение проблем. Изучение личности профессионала на любом этапе работы связано с необходимостью разработки «модели специалиста», под которой исследователями (Н. Дулина, Р. Петрунева, В. Токарев) понимается своеобразный идеал, наиболее полно соответствующий профессиональным требованиям. Профессиональная компетентность – это не только совокупность профессиональных и личностных характеристик. Она предполагает реализацию современных технологий социальной работы, связанную с наличием у специалиста:

1. культуры коммуникации, включающей умение ориентироваться в определенной ситуации; верно определить личностные особенности пожилого человека, его эмоциональное состояние;

2. информационной культуры – умения получать информацию в своей предметной области, преобразуя её в содержание работы (И.А. Колесникова); умения доступно и грамотно передавать информацию клиентам пожилого возраста;

3. аналитической культуры – умения выбирать и критически оценивать выбранные методы работы с лицами пожилого возраста в контексте ситуативного подхода (соизмерять стиль и способы общения с пожилыми людьми, этапы их консультирования со статусом, индивидуально-психологическими особенностями клиента, с учётом сочетаемости различных форм работы).

Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть. Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, специалист по социальной работе реализует подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению, дополняя его пониманием того обстоятельства, что сама жизнь должна быть достойной человека. Именно на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей основано гуманистическое мировоззрение. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать, и в первую очередь благодаря реализации такого подхода социальная работа и несёт в своей основе гуманистическую направленность. Во все времена характерным для социальной работы в целом и для социальной работы с пожилыми людьми в частности было и остаётся стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству личности. Учёт многообразных форм восприятия жизни, терпимость по отношению к ним являются залогом успешной профессиональной коммуникации специалиста с клиентом.

Специалист по социальной работе должен помочь клиенту пожилого возраста приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями. Специалист должен работать над решением трудной жизненной ситуации вместе с клиентом, а не вместо него. Осуществляя свою работу, специалист по социальной работе включается в жизнь старшего поколения и, с одной стороны, обеспечивает значимые изменения в проблеме, с другой – делает всё, чтобы клиенты продолжали успешно действовать и без его участия, формируя тем самым социальную самостоятельность. Хотя возможны ситуации, в которых специалист по социальной работе должен действовать в интересах пожилого человека, если он не желает или не способен принимать участие в изменении проблемной ситуации, тем не менее, следует всегда стремиться максимально, стимулировать вовлечённость пожилого человека в процесс решения проблемы. Данный подход закрепляет право пожилого человека принимать участие в тех решениях, которые повлияют на его жизнь. Специалист помогает клиентам исследовать альтернативы и их возможные последствия, но не диктует окончательный выбор возможностей. Ответственность за принятие решений за клиентов специалист по социальной работе или социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость как можно скорее возвратить эту возможность клиенту.

Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Ценность человека и необходимость реализации этой ценности необходимо требуют заботы о нем, создания условий для реализации этой ценности. Важно, что ценностью в современном мире признается каждый человек, вне зависимости от каких бы то ни было его качеств и достоинств. Это значит, что и пожилой человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, также является ценностью, требующей реализации. Такой человек нуждается, в силу своего возраста, состояния здоровья, материального и социального положения, в особой заботе со стороны общества, даже если общество не может рассчитывать на то, что данный индивид сумеет возместить впоследствии затраченные на него ресурсы и принести обществу пользу. Положение пожилого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, помимо желания помочь и сострадания, зачастую требует специальных знаний, навыков, полномочий, информации и ресурсов, которыми ни сам пожилой человек, ни его окружение не располагают (Этика СР, с.30). Специалист по социальной работе с помощью социального работника обязан составить реалистическую картину возможностей своих клиентов, помочь им раскрыть и эффективно использовать эти возможности.

Поведение и образ действий, предписываемые профессиональной этикой социальной работы с пожилыми людьми, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).

Одним из наиболее общих профессионально-этических принципов, присутствующих в кодексах социальной работы, является принцип профессионализма. Каждая из профессионально-этических систем и соответствующий кодекс требуют от представителей профессии высокого профессионализма, постоянного обновления и совершенствования знаний и навыков, личностного развития. Такое требование оправдано, поскольку только специалист, в совершенстве владеющий своей профессией, способен обеспечить эффективную деятельность и высокое качество конечного результата, развивать содержание профессиональной деятельности и содействовать повышению престижа профессиональной группы.

В большинстве профессионально-этических систем и соответствующих им кодексов в той или иной формулировке содержится принцип «не навредить!», требующий от специалиста высокой ответственности за конечные результаты деятельности и изменение положения клиента в результате взаимодействия со специалистом. Это обязывает специалиста в определенных случаях убеждать клиентов изменить свою точку зрения на содержание и количество потребных услуг.

Обязательным принципом, присутствующим в профессионально-этических системах и отраженным в кодексах, является принцип соблюдения интересов клиента – потребителя конечного результата профессиональной деятельности. Однако в различных профессионально-этических системах в рамках этого принципа могут быть реализованы различные подходы. Например, в торговле этот принцип зачастую принимает форму всем известного лозунга «клиент всегда прав»: представитель торговой организации считает для себя обязательным выполнить любую прихоть или каприз своего клиента-покупателя, даже если считает, что искомый товар последнему не подходит, не нужен, не обеспечит удовлетворения истинных потребностей и т.п. Можно сделать вывод, что за последствия приобретения и использование товара продавец ответственности не несет (за исключением, конечно, случаев, когда товар с изъяном, не соответствует стандартам или иным требованиям и т.п.). Но медицинский работник не может идти на поводу у клиента и следовать его капризам – он отвечает за здоровье и жизнь человека – своего пациента. Поэтому врач или медицинская сестра будут прислушиваться к просьбам клиента только до тех пор, пока они не войдут в противоречие с их представлениями о действительном благе клиента. Значит, в профессионально-этических системах медицинских работников принцип соблюдения интересов клиента может предусматривать соблюдение только коренных, рациональных интересов. Разность в подходах к трактовке и реализации данного принципа может служить своего рода индикатором профессиональных интересов: если интересы человека и общества профессия (или ее конкретный представитель) ставит на первое место, то специалист должен будет при определении стратегии деятельности руководствоваться не только мнением клиента, но и своими профессиональными знаниями о действительных потребностях человека, его коренных интересах, благе. Если же преследуются интересы преимущественно корпорации или даже свои собственные корыстные, то тогда товар или услугу необходимо «сбыть» любой ценой, не задумываясь о последствиях, чтобы получить выгоду. В этом случае, чего бы ни пожелал клиент, он всегда и безусловно прав.

Практически во всех профессиональных этических системах декларируется принцип конфиденциальности – требование сохранять профессиональную тайну («военная тайна», «врачебная тайна», «научная тайна», «коммерческая тайна», «тайна клиента», «тайна исповеди» и т.п.). Но в то же время практически в каждой профессионально-этической системе присутствует возможность «исключений из правила», основанная на необходимости соблюдения интересов общества: тайна может быть нарушена из соображений высшего блага, в том случае, если сохранение тайны может содействовать нанесению ущерба других членов общества или всему обществу.

Большое место в профессионально-этических кодексах занимают принципы честности и бескорыстия. Специалист не имеет права искажать информацию или утаивать ее от клиента, хотя этот принцип в некоторых профессиях может иметь специфическое прочтение, обусловленное содержанием деятельности. Например, следователь не должен скрывать от подследственного возможных решений по его делу, но в то же время он не должен информировать подследственного обо всех предпринимаемых им следственных действиях, если тот об этом спросит. Врач, в соответствии с современным законодательством в области здравоохранения, не имеет права скрывать от больного правду о его состоянии, каким бы критическим оно ни было, однако не обязан выступать инициатором информирования больного, если, например, заболевание вступило в терминальную стадию и больной предпочитает умолчание. При этом любой специалист должен предоставлять клиенту правдивую информацию в доступной для него, деликатной форме. Принцип бескорыстия требует от специалиста ограничиваться официально установленным гонораром (заработной платой), даже если имели место дополнительные, не предусмотренные регламентом услуги или действия, если официально дополнительная плата за это не предусмотрена.

Принципы этики социальной работы не могут носить абсолютного характера. В случае, если они в конкретной ситуации приходят в противоречие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть разрешена на основе принципов общей этики. Они не должны быть самодовлеющими и в том случае, если они в определенных ситуациях приходят в противоречие с принципами общей этики и речь может идти об ущемлении интересов общества. Так, например, социальный работник должен исходить в своей деятельности из принципа признания субъектности клиента, т.е. уважать его право на принятие самостоятельного решения относительно способов решения его проблемы, собственной жизни и судьбы и т.д.. Однако в медицинском учреждении специалистами основной профессиональной группы этот принцип может использоваться в очень ограниченном варианте, поскольку именно врач как специалист принимает решение о способах решения проблемы (схеме лечения), как правило, самостоятельно, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта – и именно за этим пациент и обращается к врачу. В самом деле, трудно представить себе врача, задающего пациенту вопрос: «Как, по Вашему мнению, я должен Вас лечить?» Социальный работник в медицинской профессиональной среде может со временем привыкнуть воспринимать, как само собой разумеющееся право специалиста самостоятельно принимать решение за своего клиента, без учета мнения последнего.

Очевидно, можно сделать вывод, что профессионально-этические системы и соответствующие кодексы профессиональных видов деятельности в сфере социальной работы с пожилыми людьми предусматривают непосредственное взаимодействие специалиста и клиента и опираются не только на представления о необходимости достижения блага пожилым человеком, но и всем обществом. При этом в большинстве видов профессиональной социальной работы профессионально-этическая система и кодекс предусматривают существенную ответственность специалиста за благо клиента и общества, что представляется логичным: специалист проходит специальную профессиональную подготовку, немалую часть которой представляет совокупное знание о человеке, его благе и возможностях его достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: