Соприкасаясь с пищевыми продуктами, производственным инвентарем, персонал может способствовать загрязнению их возбудителями инфекционных болезней

Личная гигиена

Год

Г. Ижевск

Безопасности.

Личной гигиене и санитарной


Личная гигиена – это гигиенические требования к содержанию в чистоте тела и одежды работника, свод правил при работе с продуктами, а также такое состояние здоровья, при котором сотрудник не является носителем инфекции, способной вызвать пищевое отравление.

Требования, предъявляемые к работнику пищевого предприятия в области личной гигиены:

1.Чистота и опрятность рук, правильность и своевременность их обработки:

На руках могут скапливаться микроорганизмы и яйца паразитов (глистов), которые затем переносятся на различные предметы, в том числе и на пищевые продукты. Откуда берутся на руках эти микроорганизмы? Как правило, из туалета, т.к. именно кишечник и его содержимое содержит болезнетворные бактерии и паразиты или с внешней тары, загрязненной землей (реже). Именно руки очень часто становятся причиной желудочно-кишечных заболеваний. Не случайно дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Особенно много бактерий скапливается под ногтями – примерно 95 % их общего количества, находящегося на коже рук. Руки требуют тщательного ухода.

Их следует мыть:

- перед началом работы;

- по мере их загрязнения;

- после посещения туалета;

- после работы с сырыми продуктами или внешней тарой;

- при смене операции (при переходе от сырых продуктов к готовым);

- после прикосновения к волосам, носу, ушам, глазам;

- после курения или приема пищи;

- после работы с мусорными отходами, химикатами или инструментами для уборки.

Правило мытья рук:

Откройте водопроводный кран, смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами - во всех направлениях) не менее чем 2 минуты. Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью нее закройте кран. Салфетку следует выбросить в мусорный бак, не прикасаясь к нему. Нанесите на руки около 5 мл дезинфектанта, разотрите по всей поверхности. Приступать к работе с продуктами можно будет только после того, как дезинфектант испарится.

Ногти следует коротко стричь, лак на ногтях не допускается. Можно использовать защитное бесцветное покрытие, для профилактики расслаивания ногтей. Для определения уровня гигиены на производстве отбираются смывы с рук поваров на БГКП (бактерии группы кишечной палочки), которые в дальнейшем подвергаются лабораторному исследованию. Присутствие на руках бактерий данной группы свидетельствует о некачественном или несвоевременном мытье рук, т.е. нарушении правил личной гигиены.

2. Отсутствие гнойничковых заболеваний

Необходимо следить и за состоянием кожи, поскольку в нагноившихся ссадинах, царапинах, порезах скапливается большое количество небезопасных для здоровья патогенных стрептококков и стафилококков, возбудителей некоторых заболеваний и пищевых отравлений. Фурункулез кожи, ячмень на глазу – болезни, характеризующиеся скоплением гноя. Работники с нагноившимися ранами, фурункулезом и пр. не допускаются до работы с пищевыми продуктами.

В случае не осложненного пореза или ожога, их следует обработать перекисью водорода, йодом, покрыть пластырем, на палец надеть напалечник. Работать с открытыми порезами не разрешается. На каждом производстве должна быть полностью укомплектованная аптечка первой помощи.

3.Отсутствие украшений, часов, посторонних предметов (булавок, оторванных пуговиц, расчесок и др.)

Посторонние предметы, во-первых, являются дополнительным источником микроорганизмов при контакте с продуктами, а, во-вторых могут случайно попасть в питание при его приготовлении. В случае такой халатности эти предметы могут нанести вред гостю (поранить слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, повредить эмаль зуба, а также вызвать простое неудовольствие покупателя).

4. Головной убор должен полностью покрывать волосы

Нарушение функции сальных желез, изменения свойств волос могут вызвать образование на коже головы слоистых жирных или огрубевидных чешуек – перхоти. Нередко наблюдается выпадение волос. Для предупреждения попадания волос и перхоти на продукты питания необходимо заправлять волосы под шапочку. Необходимо также следить за чистотой волос, мужчинам - своевременно их стричь.

5. Отсутствие у работников заболеваний ЛОР-органов

При несоблюдении гигиены остатки пищи в ротовой полости, скапливаясь между зубами, разлагаются, загрязняя ее. Вследствие этого появляется неприятный запах и размножение гнилостных микробов, которые, в свою очередь, приводят к заболеванию зубов, возникновению стоматитов, воспалительных процессов дыхательных путей. При кашле, чихании, громком разговоре капельки слюны и слизи изо рта и носоглотки вместе с содержащимися в них бактериями могут инфицировать пищевые продукты. Особую опасность в этом отношении представляют больные гриппом, ангиной, острыми респираторными заболеваниями, так как у них отмечается повышенное содержание патогенного стафилококка. Данный микроорганизм прекрасно приспособлен к жизни в окружающей среде, и размножается даже в условиях холодильника. Попадая на продукты и накапливаясь в них, патогенный стафилококк может привести к вспышке пищевой токсико-инфекции. Поэтому гигиеническое содержание ротовой полости и выявление среди них больных ЛОР-патологией (кашель, боли в горле, чихание, слезотечение, насморк) имеет важное эпидемиологическое значение. При простудных заболеваниях не следует приступать к работе без заключения врача. В крайнем случае, при слабо выраженных симптомах, работать можно только, надев медицинскую повязку и используя одноразовые бумажные носовые платки.

6. Отсутствие работников с кишечными инфекциями

При появлении признаков кишечного расстройства (жидкий стул, температура, рвота, тошнота, боли в животе) работник должен быть отстранен от работы и направлен к инфекционисту поликлиники по месту жительства. Даже при слабо выраженных симптомах и соблюдении правил личной гигиены (мытье рук и пр.) данный сотрудник представляет серьезную угрозу безопасности питания. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, т.к. нормализация стула и субъективное улучшение самочувствия не говорит о полном выздоровлении. К сожалению, при неправильном лечении может сформироваться бактерионосительство, при котором человек хорошо себя чувствует, но патогенные микроорганизмы присутствуют в его организме и выделяются наружу. Бактерионосительство, в большинстве случаев, практически, неизлечимо. Поэтому при очередном лабораторном профилактическом обследовании и обнаружении бессимптомного носительства патогенных м/о данный человек отстраняется от работы с продуктами и, в дальнейшем. уже никогда не сможет работать в сфере питания и сервисного обслуживания.

7.Чистота и опрятность спецодежды, правила ее надевания. Наличие сменной обуви.

Для защиты пищевых продуктов от загрязнения работникам пищевых предприятий выдается санитарная одежда. Она состоит из халата, куртки, фартука, головного убора. Санитарную одежду обычно шьют из белой мягкой и легкой х/б ткани, легко поддающейся стирке. Для уборщиц и рабочих, соприкасающихся с тарой, разрешена санитарная одежда темных тонов (серый, синий). Сан. одежда должна быть всегда чистой, полностью прикрывать домашнюю одежду и волосы, хорошо застегиваться. Ее после стирки необходимо прогладить, так как при утюжке под влиянием высокой температуры погибает большая часть микробов. Санитарную одежду стирают после каждой рабочей смены и хранят отдельно в п/э пакетах отдельно от домашней одежды. Надевают сан.одежду после мытья рук, а снимают при выходе с предприятия. Перед посещением туалета, приемом пищи или выходе с предприятия повар обязан снять одноразовый фартук и оставить его на рабочем месте. Запрещается закалывать санитарную одежду булавками, хранить в карманах халатов, курток предметы личного туалета, сигареты и др. Обувь не должна быть матерчатой, сделана из легко моющегося материала, с закрытым задником.

Правила надевания спецодежды:

- надеть сменную обувь;

- вымыть руки;

- надеть головной убор;

-снять все ювелирные украшения, часы;

-надеть брюки, куртку или халат;

-вымыть и продезинфицировать руки согласно инструкции.

8.Контакт рук с пищевыми продуктами минимален

При некачественном или не своевременном мытье рук, как указывалось выше, имеется высокий риск загрязнения продуктов питания. Поэтому на предприятиях общественного питания и торговли существует требование, при котором прямой контакт рук с продуктами питания стараются максимально исключить. Для этого используются сервировочные ложки, лопатки для перемешивания, одноразовые латексные или п/э перчатки, вводятся автоматизированные линии и пр. На нашем производстве большое значение имеет использование перчаток при приготовлении и порционировании питания, засоле рыбы, приготовлении полуфабрикатов, мариновании, фасовке, продаже изделий покупателю.

9.Посты мойки рук оснащены полностью сопутствующим материалом

Руки моются только в специально отведенных местах (раковина для мытья рук) перед началом работы, после курения или приема пищи, после туалета. Не разрешается мыть руки в производственных раковинах, где моется инструментарий и обрабатываются продукты. Раковины для мытья рук должны быть оснащены жидким мылом, дезинфектантом, одноразовыми бумажными полотенцами, ведром для мусора с педальным устройством и инструкцией по мытью рук.

10.Прием пищи осуществляется в специально отведенном месте. На территории производства питание запрещено

Из всего вышесказанного понятно, что принимать пищу на рабочем месте категорически запрещается, т.к. именно в процессе еды происходит распространение микробов вокруг обедающего. Перед и после приема пищи необходимо обязательно помыть руки.

11. Мужчины-повара должны быть побриты

Это является как гигиеническим, так и эстетическим требованием.

12.Своевременное, согласно плану, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра

Предварительный медицинский осмотр осуществляется при поступлении на работу.

Периодический медицинский осмотр – через определенные интервалы времени во время работы на пищевом предприятии.

Цель осмотра – не допустить на работу больных инфекционными, гнойничковыми, глистными заболеваниями, которые могут быть причиной массового заражения. Медицинские осмотры проводятся в специализированных лечебных учреждениях, имеющих лицензию.

При зачислении на работу сотрудник, подлежащий медосмотру, проходит следующий перечень исследований, которые заносятся в личную медицинскую книжку:

Наименование исследования Требования к записи по данному виду исследования
Флюорографическое обследование органов грудной клетки (ФЛГ) Наименование учреждения. Штамп «Органы грудной клетки без патологии». Дата проведения обследования.
Справка из противотуберкулезного диспансера Наименование учреждения. Запись «На учете в туб. диспансере не состоит», дата проведения р.Манту. Дата выдачи справки. Печать учреждения.
Справка из кожвендиспансера (КВД) Наименование учреждения. Микрореакция. Мазок на гонококки. Штамп «Кожные венерологические заболевания отсутствуют». Дата выдачи справки.
Бактериологический анализ на патогенную кишечную флору Наименование лаборатории. Штамп «Патогенной кишечной флоры не обнаружено». Дата и номер проведения исследования.
Анализ на гельминты Наличие двух штампов с датой проведения исследования. Один – на яйца глистов, другой – на энтеробиоз.
Прививка против дифтерии Запись делается в прививочном сертификате. Наименование прививки (АДС-М), доза введения, дата.
Заключение терапевта. Запись «К работе годен, здоров». Дата. Подпись врача. Штамп с наименованием учреждения. Печать врача.
Санитарный минимум Штамп учреждения, в котором указана дата проведения очередной аттестации. Голограмма.
Исследование крови на брюшнотифозное носительство Наименование лаборатории. Штамп «Патогенных сальмонелл не обнаружено». Дата и номер проведения исследования.

На первой странице медицинской книжки на фотографии должна стоять печать санитарно-эпидемиологической станции или учреждения, имеющего лицензию на выдачу мед.книжки с голограммой.

Схема проведения текущего медицинского осмотра.

Текущий медицинский осмотр проводится по следующим позициям с регулярностью, указанной в таблице ниже:

Наименование исследования Требования к записи по данному виду исследования
Флюорографическое обследование органов грудной клетки (ФЛГ) 1 раз в 1 года
Бактериологический анализ на патогенную кишечную флору 1 раз в год
Анализ на гельминты 1 раз в год
Справка из кожвендиспансера (КВД) (обследование дерматовенеролога) 1 раз в 6 месяцев
Прививка против дифтерии После 16 лет – 1 раз в 10 лет
Заключение терапевта. 1 раз в 6 месяцев
Санитарный минимум 1 раз в год

Не допускаются к работе:

- больные или бактерионосители брюшного тифа, дизентерии, сальмонеллеза;

- больные гименолепидозом и энтеробиозом (глистные инфекции);

- больные сифилисом и другими венерическими заболеваниями;

- больные лепрой (проказа);

- больные заразными кожными заболеваниями (чесотка, трихофития, микроспория, актиномикоз);

- больные заразными и деструктивными формами туберкулеза легких, а также внелегочного туберкулеза с наличием свищей, туберкулезной волчанки;

- работники с гнойничковыми заболеваниями.

Санитарная безопасность.

Санитария ( от лат.sanitas – здоровье) занимается организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Ее целью является создание таких норм и правил, позволяющих с уверенностью производить безопасное и качественное питание.

Не только человек может служить источником инфекции, но и грязное оборудование, несоблюдение температурных режимов приготовления и хранения продукции, присутствие насекомых и грызунов, отравление питания химикатами и пр.

Требования санитарной безопасности условно можно подразделить на 2 раздела:

1 раздел – соблюдение чистоты помещений, оборудования, инвентаря (проведение уборки, использование дезинфектантов)

2 раздел - санитарные требования к процессу приготовления, хранения, порционирования и реализации готовой продукции.

Требования по соблюдению чистоты производственных помещений, оборудования, инвентаря (уборка и дезинфекция)

Уборка – это удаление мусора, отходов, остатков пищи, жира, грязи.

Зачем мы убираем? Чтобы уменьшить риск загрязнения продуктов бактериями, паразитами, инородными телами. Остатки пищи, влага привлекают насекомых, грызунов – переносчиков многих опасных для человека болезней. Плохая уборка, например, грязной тряпкой приводит к распространению загрязнения с одной поверхности на другую.

Дезинфекция – это процесс снижения количества бактерий до безопасного уровня с помощью (химических веществ) дезинфектантов

УБОРКА

Основные этапы мытья помещения, оборудования и инвентаря:

- Предварительная очистка – удаление мусора путем выметания, вытирания или предварительной промывки

- Основное мытье – растворение жира и грязи на рабочей поверхности с помощью моющее-дезинфицирующего средства.

- Споласкивание - полное удаление моющее - дез.средств под проточной водой или с помощью чистой влажной салфетки

- Сушка

Основные принципы уборки:

  1. Следовать инструкции по уборке;
  2. Спланировать уборку таким образом, чтобы двигаться от особо грязных мест к более чистым;
  3. Начинать сверху и двигаться вниз;
  4. Пользоваться уборочным инвентарем согласно его цветовой маркировки;
  5. Использовать моющие и дезинфицирующие средства по назначению и согласно инструкции;
  6. При сан.обработке оборудования обращать особое внимание на поверхности, наиболее часто соприкасающиеся с руками, как например, ручки холодильников, рукоятки ножей, дверные ручки, открывающие устройства водопроводного крана и пр;
  7. Своевременно менять рабочий моюще-дезинфицирующий раствор при его загрязнении;
  8. Своевременно сигнализировать о недостатке моющих средств, уборочного инвентаря, испорченном оборудовании;
  9. Своевременно освобождать мусорные баки от отходов (баки заполняем не более чем на 2/3).

Что не разрешается делать при уборке:

  1. Смешивать моющие средства;
  2. Использовать раковину для мытья инвентаря без тазика для рабочего раствора;
  3. Использовать уборочный инвентарь без учета цветовой маркировки;
  4. Переливать и хранить моющие и дез.средства в посуду без маркировки или для хранения пищевых продуктов;
  5. Хранить моющие средства совместно с продуктами питания или посудой.

Что следует сделать по окончании уборки:

  1. Промыть и продезинфицировать весь уборочный инвентарь;
  2. Не оставлять на ночь оборудование и инструменты в отбеливателе или другом дезинфицирующем средстве;
  3. Хранить уборочный инвентарь и моющие средства отдельно от пищевых продуктов;
  4. Выбросить тряпки, салфетки, ложки, если они используются для однократного применения;
  5. Вымыть руки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: