Себестоимость продукции (услуг) включает различные виды затрат, связанных с ее производством и сбытом. Она является важнейшим качественным показателем: чем ниже себестоимость услуг при фиксированных ценах, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.
Затраты на производство продукции планируются и учитываются в двух видах:
· по элементам затрат – в целом по предприятию;
· по статьям калькуляции – для каждого вида услуг и в целом по предприятию.
Учет по элементам затрат является единым для всех предприятий РФ. Состав элементов затрат:
3. Материальные затраты.
4. Затраты на оплату труда.
5. Отчисления на социальные нужды.
6. Амортизационные отчисления.
7. Прочие.
Пример объемов и структуры затрат (ОАО «Таттелеком», 2011)
Наименование показателя | млн. руб. | % |
Расходы, всего в т.ч. Материальные затраты Затраты на оплату труда с отчислениями Амортизационные отчисления Расходы по услугам операторов связи Прочие расходы | 4 409,8 397,8 1 401,3 951,8 746,0 29,9 (775,9) | 9,02 31,77 21,58 16,9 0,68 (17,58) |
В отличие от элементов затрат, статьи калькуляции дают развернутый список затрат, отражающий, в частности, места их возникновения. Состав статей калькуляции определяется самим предприятием в соответствии со спецификой производства и принятыми правилами бухгалтерского и производственного учета.
|
|
Себестоимость оценивается общими и частными показателями. Общий показатель – себестоимость продукции (услуг) в целом по предприятию. Общую себестоимость можно представить как сумму по элементам затрат (см. методические материалы к контрольной работе):
С = M + zL + aF + V, (1)
где М – материальные затраты;
z- среднегодовая заработная плата одного работающего на предприятии с отчислениями на социальные нужды;
L - среднегодовая численность работающих на предприятии;
а- норма амортизации основных производственных фондов (ОПФ);
F - среднегодовая стоимость ОПФ;
V – прочие затраты.
В предприятиях связи основными составляющими себестоимости являются затраты на заработную плату и амортизацию основных средств. Среди прочих затрат отметим затраты, связанные с обеспечением эффективного функционирования основных средств предприятия и затраты на рекламу услуг связи.
Частными показателями себестоимости продукции являются:
· показатель удельной себестоимости – отношение себестоимости оказанных услуг в целом по предприятию к выручке от реализации услуг, с = С/N. Характеризует норму прибыли предприятия: если, например, с=0,7, то норма прибыли определится как р = 1 – с = 0,3, или р = (1 – с)100% = 30%;
· показатели себестоимости по отдельным видам услуг Ci, i=1,…,n, где n – количество видов оказываемых предприятием услуг;
|
|
· показатели удельной себестоимости по отдельным видам услуг в расчете на одну услугу сi = Ci/Qi. Здесь Qi – количество услуг i - го вида.
Используя показатели удельной себестоимости, общую себестоимость услуг можно представить в форме:
При учете и анализе себестоимости продукции различают производственную себестоимость – себестоимость производства услуг и обеспечения их производства, и полную себестоимость, в которую включаются также управленческие и коммерческие расходы. Примеры управленческих расходов:
· заработная плата аппарата управления предприятием;
· проценты за кредит банковских структур.
Примеры коммерческих расходов:
· затраты, вязаные с заключением договоров на оказание услуг;
· затраты на рекламу.
Себестоимость продукции является ценообразующим фактором, и ее значения контролируются высшим руководством фирмы.
Прибыль предприятия является итоговым показателем эффективности его деятельности. Формирование прибыли предприятия отражается во втором документе годового отчета предприятия – «Отчет о прибылях и убытках» (ОПУ, форма №2). Схема документа ОПУ показана на рис. 2.
Рис.2. Схема документа ОПУ - формирование чистой прибыли
Комментарии к схеме на рис.2.
1. Величина Рп характеризует результаты основной производственной
деятельности предприятия.
2. Операционные доходы/расходы – проценты по ценным бумагам, доходы от продажи имущества, доходы/расходы, связанные с арендой помещений и т.д.
3. Внереализационные доходы/расходы - штрафы, неустойки, пени и т.д.
4. Операционные и внереализационные доходы/расходы не связаны с основной деятельностью предприятия, они отражают отдельные особенности его финансовой деятельности.
5. Чистая прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия.
Распределение чистой прибыли иллюстрируется схемой на рис.3
Рис.3. Распределение чистой прибыли предприятия
Комментарии к схеме на рис.3.
1. Отчисления на благотворительные цели позволяют в будущем снизить ставку налогообложения.
2. Чистая прибыль является источником погашения кредитов и займов, срок платежей по которым приходился на рассматриваемый период, а также процентов по займам. Проценты за банковские кредиты в пределах, установленных Центральным Банком РФ, включаются в себестоимость продукции.
3. Нормативы минимального размера резервного капитала установлены законодательством, целесообразность его увеличения для снижения предпринимательских, производственных и коммерческих рисков определяется предприятием.
4. Фонд накопления (реинвестированная прибыль, нераспределенная прибыль в Ш разделе ББ) является источником дальнейшего развития предприятия, в частности, направляется на пополнение его основных и оборотных средств.
5. Фонд выплаты дивидендов формируется в акционерных обществах. Фонд потребления (финансирование социальной сферы, премии, надбавки к заработной плате сотрудников и т.д.) обычно объединяют под общим названием «фонд потребления».
6. Соотношение между фондами накопления и потребления устанавливается предприятием в соответствии с планами его развития.