Исполнение бюджета

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке /для федерального бюджета- после подписания Президентом РФ/

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе­чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В РФ с 1998г. установлено казначейское исполнение бюджетов /раньше действовала банковская система кассового исполнения бюджета, имевшая массу недостатков - бюджетные средства часто ис­пользовались коммерческими банками в собственных интересах/

Законодательной базой для создания, организации и функционирования системы органов Федерального казначейства являются

· Указ Президента РФ "О федеральном каз­начействе" от 8 декабря 1992 г. № 1556,

· постановление Со­вета Министров — Правительства РФ "О федеральном каз­начействе Российской Федерации" от 27 августа 1993 г № 864,

· статьи Бюджетного кодекса РФ.

Федеральное казначейство РФ со­стоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территори­альных органов на местах.

Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и про­ведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществля­ют контроль за исполнением федерального бюджета. По существу, органы казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд­жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисле­ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан­сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществ­ление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осу­ществление операций минуя систему балансовых счетов Федерально­го казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казна­чейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Феде­рального казначейства) находится в Банке России. Обслуживание счетов органов Федерального казначейства, а также юридических лиц, финансируемых непосредственно из федерального бюджета осуществляется учреждениями ЦБ и только в случае отсутствия в регионе таких учреждений – кредитными учреждениями, уполномоченными Правительством РФ. Счета Федерального казначейства в банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

(а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюдже­та;

(б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом феде­ральных регулирующих налогов;

(в) возврат излишне уплаченных сумм доходов;

(г) учет доходов федерального бюджета и составление отчет­ности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюд­жет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за ис­ключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

За исполнением доходной части бюджета отвечает Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах)

В процессе исполнения бюджета возможно снижение объема поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному появлению с утвержденным бюджетом финансированию расходов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов:

1) не более чем на 5% годовых назначений, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять ре­шение о введении режима сокращения расходов бюджета;

2) более чем на 5%, но не более чем на 10% годовых назначений, то Правительство РФ, орган исполнительной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов;

3) более чем на 10% годовых назначений, то орган исполни­тельной власти направляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в за­кон о бюджете. Если такой закон не принимается, то ор­ган исполнительной власти имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов бюджета впредь до приня­тия законодательного решения по данному вопросу.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта­ми — участниками бюджетных правоотношений: глав­ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета —это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и полу­чателям бюджетных средств, определенный ведомственной классифи­кацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распоряди­тель бюджетных средств —это орган государственной власти или ор­ган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет­ные средства по получателям бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномочен­ными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись- документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией.

На основе утвержденного федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств РФ составляется бюджетная роспись по их распорядителям и получателям в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за со­ставление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона составляется сводная бюджетная роспись федераль­ного бюджета. Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие доходы /в определенное время/ смогли покрыть предстоящие /в данные промежутки времени/ расходы.

Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение федеральному казначейству и направляется для сведения в Феде­ральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для прак­тического исполнения бюджета как для субъектов Федерации, так и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в феде­ральный бюджет доходов и поступлений из источников финансиро­вания дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани­ем и финансированием расходов федерального бюджета.

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.

Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа испол­нения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Глав­ной книге казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Отчет об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета /важная форма контроля за его исполнением/

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые его в установленный срок представляют его представительным органам власти.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряже­ния все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об ис­пользовании государственного или муниципального имущества, за­крепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использова­нии средств федерального бюджета, выделенных им по государствен­ным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, а также отчеты об исполнении бюдже­тов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет сопровождается следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительст­ва РФ и резервного фонда Президента РФ;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

• реестром федеральной государственной собственности на пер­вый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении фе­дерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 ме­сяца после представления отчета в Гос. Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий и готовит заключение по отчету. Государственная Дума рас­сматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: