Схема маркетингового цикла
Когда цели фирмы определены, необходимо думать о средствах, инструментах, стратегии и тактике поведения ее на внутреннем и внешнем рынке.
Задачу объединения в единый процесс экономические цели предприятия, его внутреннюю среду, реальные возможности (производственные и интеллектуальные, материальные и финансовые) с внешней средой, с требованиями рынка и отдельных потребителей и решает маркетинговый цикл. В укрупненном плане его можно представить в виде пяти основных блоков: маркетинговые исследования (ситуационный анализ), маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализация планов, контроль и информационное обеспечение.
Схема маркетингового цикла представлена на рис. 2.2
Ситуационный анализ
• положение (в каком состоянии находится фирма)
• прогноз (что ожидает фирму при существующем положении дел)
• влияние внешней среды (какое давление она оказывает)
Маркетинговый синтез
• выдвижение целей (что надо сделать, чтобы направить ситуацию?)
• оценка целей (почему надо делать именно так, а не иначе)
• принятие решения о стратегическом планировании (какой должна
быть иерархия задач, решение которых необходимо для достижения
главной цели?)
Стратегическое планирование
• выдвижение стратегий (как нужно действовать, чтобы достичь цели?)
• выбор стратегии (какая стратегия лучше и почему?)
• принятие решения о разработке тактики
Тактическое планирование
• определение тактики (какие действия следует предпринять и почему?)
• разработка оперативного плана (кто, что, когда и где должен делать?) реализация оперативного плана
Маркетинговый контроль
• сбор данных (каковы результаты деятельности?)
• оценка данных (насколько близко продвинулись к главной цели?)
• решение о проведении ситуационного анализа
Рисунок 2.2 - Схема маркетингового цикла
Благополучие любого предприятия во многом зависит от тенденций и событий, происходящих во "внешней среде". Эта среда, будучи изменчивой, налагающая ограничения и полная неопределенностей глубоко затрагивает деятельность предприятия. Внешняя среда представляет собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми предприятие должно внимательно следить и на которые должно реагировать.
Все факторы внешней среды можно разделить на две группы: факторы макроуровня и микроуровня.