Принципы бухгалтерского учета

Рис. 1. Классификация пользователей бухгалтерской (финансовой) информации

Внутренние пользователи – это администрация, менеджеры, сотрудники организации, которые принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия.

Внешние пользователи – это юридические и физические лица, которые находятся за пределами организации, но в своей деятельности применяют информацию о ней.

Внешние пользователи делятся на две группы:

1. Пользователи с прямым финансовым интересом. Они прямо заинтересованы в успешном функционировании организации и решения, которые они принимают, зависят от финансового состояния и результатов ее деятельности (инвесторы, акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели).

2. Пользователи с косвенным финансовым интересом. Принимаемые ими решения не зависят от финансового состояния и результатов деятельности организации (налоговая служба, государственные органы управления, финансовые органы и др.).


В новом Федеральном законе приводятся требования, которым должны соответствовать главные бухгалтера ряда организаций (ОАО, страховые организации, акционерные инвестиционные фонды и др.):

1. иметь высшее профессиональное образование;

2. иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3. не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Вышеуказанным требованиям так же должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.


Законодательный уровень включает Федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента и Постановления правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня относятся:

· Гражданский кодекс РФ, который является правовой базой регулирования экономических отношений;

· Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;

· другие правовые акты.

Нормативный уровень включает Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают общие принципы и правила ведения бухгалтерского учета в организации по отдельным разделам учета. Они утверждаются приказами Министерства финансов РФ. К документам второго уровня относятся:

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. Оно разработано на основе Закона «О бухгалтерском учете» и содержит нормы закона с развернутыми пояснениями этих норм;

· Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на его отдельных участках. В настоящее время разработано 22 ПБУ.

Методический уровень включает методические указания, рекомендации, инструкции и другие аналогичные документы, которые регулируют методы ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных средств и отдельных видов хозяйственных процессов. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Важнейший документ этого уровня План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.

Учетная политика организации включает рабочие документы организации для внутреннего пользования, утвержденные руководителем (приказы, распоряжения, графики и т.д.). Эти документы определяют особенности организации и ведения учета в каждой конкретной организации в зависимости от масштабов и видов деятельности.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ с 01 января 2013 года система регулирования бухгалтерского учета изменится и будет основана на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета будут подразделяться на 4 группы:

1. федеральные стандарты;

2. отраслевые стандарты;

3. рекомендации в области бухгалтерского учета;

4. стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты будут устанавливать единые правила для всех хозяйствующих субъектов, а отраслевые стандарты будут применяться для определенных видов экономической деятельности. Федеральные и отраслевые стандарты будут обязательны к применению.

Рекомендации в области бухгалтерского учета будут способствовать правильному применению федеральных и отраслевых стандартов, распространению передового опыта в области организации и ведения бухгалтерского учета, и т.д.

Стандарты экономического субъекта будут предназначены для упорядочения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Для небольших предприятий таким стандартом может служить учетная политика.

Следует отметить, что до тех пор, пока не будут утверждены федеральные и отраслевые стандарты, необходимо будет применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года.

Чтобы пользователи могли понимать финансовую информацию и могли ее интерпретировать (истолковывать), она должна быть составлена по определенным правилам и стандартам. Основополагающие правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности называются принципами бухгалтерского учета. Изложение основных принципов бухгалтерского учета приводится в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Эти принципы формулируются в виде допущений и требований.

Допущения рассматриваются как базовые принципы и исходят из предположения, что существуют определенные условия, создаваемые организацией при ведении бухгалтерского учета, которые не меняются. Допущения по своей сути являются правилами ведения учета и составления бухгалтерской отчетности. Допущения не обязательно должны быть указаны в учетной политике организации: принятие данных допущений и следование им подразумевается. Если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступление от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений. В ПБУ 1/2008 установлены четыре допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной обособленности означает, чтоактивы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Это допущение представляется особенно важным, т.к. активы (имущество) многих организаций находятся в личной собственности учредителей (участников). В соответствии с данным допущением имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах. Имущество, находящееся в пользовании организации, например, по договору текущей аренды, отражается на забалансовых счетах.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Если же указанные намерения у организации имеются, то она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Данное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики может производиться в следующих случаях: изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета с целью более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности и существенного изменения условий хозяйствования, связанных с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.д.

Допущение временной определенности фактов хозяйственнойдеятельности означает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Данное допущение связано, прежде всего, с формирование финансового результата организации за отчетный период, т.е. с порядком отражения текущих доходов и расходов. Данное допущение имеет два важнейших аспекта:

· доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от факта поступления или выплаты денежных средств;

· доходы должны соответствовать расходам, благодаря которым они получены.

В практике международного бухгалтерского учета данное допущение формулируется как принцип начисления (соответствия).

Требования рассматриваются как основные принципы, которым должна соответствовать формируемая организацией учетная политика. В ПБУ 1/2008 предусмотрены шесть требований: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Требование полноты означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. В международной практике бухгалтерского учета этот принцип называется принципом консерватизма или благоразумия. Если есть выбор между двумя оценками фактов хозяйственной деятельности, то бухгалтеру следует выбрать тот, который приводит к наименее оптимистичным результатам, т.е. к наименьшей прибыли. Это означает, что прибыль отражается, когда это становится вполне определенным событием, т.е. после совершения хозяйственной операции, а убыток отражается, когда это становится вполне возможным событием, т.е. с момента предположения об его возможном появлении. Исходя из этого требования, предприятия могут создавать резервы по сомнительным долгам по окончании финансового года на основании проведенной в конце отчетного года инвентаризации непогашенной в установленный срок дебиторской задолженности.

Требование приоритета содержания перед формой означает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования. Например, организация может с разрешения руководителя предоставить денежные средства по договору займа другому юридическому лицу. Данная хозяйственная операция является вполне законной. Однако если выдача таких сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат заработной платы из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Требование непротиворечивости означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Требования рациональности означает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: