Йозеф Шумпетер выделял три основных мотива:
• потребность в господстве, власти, влиянии (а под этим мы понимаем способность и возможность оказывать определяющее воздействие на людей через накопление имущества);
• воля к победе, стремление к успеху, достигаемому через совершение конкретных действий (это так называемая потребность в достижениях — ситуация, когда формальные достижения становятся самоцелью);
• радость творчества, которую дает самостоятельная деловая активность.
Однако теория мотивации, разработанная Й. Шумпетером, отражает стереотип западного менталитета и ситуации, свойственные практике организации общественной жизни на Западе. В России возврат к практике предпринимательства, начавшийся в середине 80-х гг., выявляет иную шкалу мотивации советских людей, которые ринулись в процесс формирования и укрепления предпринимательской сферы. Возврат к предпринимательской активности в России сопровождается рядом специфических черт и особенностей. Нестабильность политической ситуации (а это означает боязнь возврата старого образа жизни), стремление к сверхбыстрому обогащению (скорее всего из-за политической нестабильности), возможность выгодно для себя использовать ситуацию экономического хаоса, которая вряд ли еще повторится в будущем, — все это, равно как и особенности национального характера, привело к тому, что доминирующие мотивы вхождения российских людей в сферу предпринимательства специфичны.
|
|
Их можно представить было бы в такой последовательности:
• стремление к сверхбыстрому обогащению через использование хаотичности текущей ситуации (как следствие: редкое для мировой практики сверхобогащение отдельных представителей российской деловой элиты за 4—5 лет и вхождение в число 500 самых состоятельных людей мира в условиях экономического упадка и развала);
• желание уйти от зависимости со стороны государственного чиновничества и государственных структур, получить независимость существования (в том числе и профессионального) и свободу действий;
• стремление реализовать свой потенциал, что невозможно было осуществить в рамках государственно-бюрократических правил и процедур (в том числе и профессиональный рост);
• желание реализовать имеющиеся идеи, что невозможно сделать в рамках старых производительных структур;
• невозможность обеспечить себе хотя бы минимально допустимый уровень жизненного комфорта за счет заработной платы (надежды на улучшение своего материального положения за счет вступления в сферу предпринимательства характерны в основном для уличных предпринимателей);
• желание самостоятельно и независимо заниматься интересным делом;
• стремление повысить свой социальный статус, авторитет, реноме в глазах окружающих;
• желание себя проверить на прочность;
• вынужденность (например, отсутствие работы).
Можно продолжить этот ряд, но каждый предприниматель находится под воздействием своего собственного мотива, характерного, может быть, только для него.