Требуется рассчитать заработную плату (согласно табл. 3) для 10 человек. Расчет ведётся по формуле С=КТ.
3.Графическое задание
Графическое задание- способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур. Такая геометрическая фигура называется блоком. Полную блок-схему рисуют чаще всего сверху вниз блок за блоком. Линиями соединения отдельных блоков показывают направление процесса обработки в схеме.
Команды алгоритма помещаются внутрь блоков, соединенных стрелками, показывающими очередность выполнения команд алгоритма. Для записи внутри блоков команды используется естественный язык с элементами математической символики. В результате проверки условия возникают два возможных пути для продолжения алгоритма. Эти пути изображаются стрелками со знаком "+" и "-" (иногда пишут "Да" и "Нет"). Переход по стрелке со знаком "+" происходит, если условие соблюдено, а переход по стрелке "-", если условие не соблюдено.
Направление вычислений называется ветвью. Графический способ задания алгоритмов называют еще блок-схемой алгоритма (табл. 4.)
|
|
Условные обозначения | Пояснения к блокам |
Блок начала и конца алгоритма | |
Х=С+А | Блок обработки. Внутри блока записываются математические формулы. В формулах используют только операции и функции, которые есть в компьютере |
да нет | Логический блок. Внутри блока записывают условие. В зависимости от этого условия производят выбор варианта решения. Если условие выполни лось, то выбирается вариант ДА, иначе - вариант НЕТ. Этот блок имеет два выхода |
Блок ввода или вывода информации в оперативную память ЭВМ Циклы |
Пример записи алгоритма решения задачи на языке схем-алгоритмов, на естественном языке, и языке программирования Бейсик.
Задача
Спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал дневную норму на 10 % от нормы предыдущего дня. Какой путь пробежит спортсмен в 7-й день?
Алгоритм решения задачи на языке схем-алгоритмов
Алгоритм решения на естественном языке
1) х присвоить 10;
2) i присвоить 1;
3) х присвоить х+0.1х;
4) i присвоить i+1;
5) если i <=7, то идти к 3;
6) закончить
на языке Бейсик
5 REM "Путь спортсмена"
10 Х=10
20 I=1
30 Х=Х+0.1хХ
40 I=I+1
50 IF I<=7 THEN GOTO 30
60 PRINT X
70 END
4. Задание на алгоритмическом языке (псевдокоде)
Представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов.
В алгоритмическом языке есть служебные слова, смысл которых определен раз и навсегда. Они выделяются в печатном тексте жирным шрифтом, а в рукописном тексте подчеркиваются. Кроме того, существует определенная форма, по которой записывается алгоритм решения любой задачи.
|
|
Алг имя алгоритма
Дано | условие применимости
Надо | цель выполнения алгоритма
Нач
| Тело алгоритма (последовательность команд)
|