Государственная поддержка развития малого предпринимательства. Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства.

· Сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: высокая инфляция, медленное налаживание хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

· Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в частном, так и в государственном секторе.

· Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

· Неотработанность организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне.

· Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

По результатам социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы малого бизнеса в России:

· налоги, законодательство;

· инфляция;

· экономическая ситуация в целом;

· поставки, дефицит;

· трудности получения и высокая ставка за кредит;

· неплатежеспособность партнеров, клиентов;

· несовершенство банковской системы;

· политическая ситуация, бюрократия;

· недостаток производственных площадей, офисов;

· действия правительства, властей;

· коррупция, взятки;

· недостаток материальной базы;

· финансовая политика государства;

· действия Банка России;

· сбыт, поиск клиентов, потребителей;

· высокие цены на сырье и материалы;

· монополия государства, госпредприятий;

· трудности с арендой;

· разрыв экономических связей;

· недостаток культуры, опыта;

· необязательность партнеров;

· проблемы собственности;

· кадровые проблемы;

· недостаток собственных средств и инвестиций;

· нерентабельность производства;

· громоздкая отчетность;

· отсутствие льгот;

· рэкет;

· конкуренция;

· несовершенство рынка;

· недоверие западных партнеров;

· отрицательное отношение к предпринимателям.

Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют о том, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще (малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике), которое позволяет предпринимательству стать ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий — в получении льготных кредитов дли осуществления конкретных проектов.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической отчетности;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются:

· оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

· финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

· предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

· льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;

· предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне это Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ и их органы на местах.

Непосредственно участвует в поддержке и развитии малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: