Сущность предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Спроса

Сущность спроса. Закон спроса. Неценовые факторы

План темы

РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И

ТЕМА 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ

ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

Р А З Д Е Л II

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель темы охарактеризовать спрос и предложение как главнейшие элементы рыночной экономики, дать представление о том, от чего они зависят и как взаимодействуют между собой, раскрыть суть эластичности спроса и предложения, показать, какое значение она имеет для понимания событий на рынках.

4.1 Сущность спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

4.2 Сущность предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

4.3 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4.4 Эластичность спроса.

4.5 Эластичность предложения.

Спрос (англ. demand) – это желание и способность потребителей покупать товары и услуги. Различают рыночный и индивидуальный спрос, а также понятия «величина спроса» и «сам спрос» (рисунок 4.1).

Определяющим фактором рыночного спроса является цена товара. Зависимость спроса от цены выражает закон спроса, суть которого состоит в следующем: чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная. Графически взаимосвязь между величиной спроса на товар (Qd) и ценой этого товара (P) изображается с помощью кривой спроса (рисунок 4.2).

Под воздействием ценового фактора происходит перемещение вдоль кривой спроса: вверх, если спрос уменьшается, или вниз, если спрос увеличивается.

На динамику спроса, кроме цены товара, влияют неценовые факторы, основными из которых являются:

1. Изменение доходов покупателей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

2. Изменение ожиданий покупателей. Потребительские ожидания

 
 


Рисунок 4.1– Основные понятия, связанные с экономической

категорией «спрос»

P

d

0 Q d

Рисунок 4.2– Кривая спроса

относительно возможности повышения цен на товары в будущем могут побудить покупателей к приобретению большего их количества в настоящее время, сегодня. Ожидания больших доходов заставляют потребителей меньше экономить на деньгах, они не боятся больше тратить, и спрос на товары повышается. Ожидания роста цен и снижения доходов, наоборот, ведут к сокращению текущего спроса на товары.

2. Степень удовлетворения потребности в данном товаре. Чем выше этот показатель, тем ниже спрос, и наоборот.

Под воздействием неценовых факторов изменяется «сам спрос». Они сдвигают кривую спроса вправо, если действуют положительно и спрос растет, и влево, если действуют отрицательно и спрос уменьшается (рисунок 4.3).

P P

d 1 d

d 1

d

0 Q d 0 Q d

а) рост спроса б) снижение спроса

Рисунок 4.3–Изменение «самого спроса»

Предложение (от англ.supply) – это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке (рисунок 4.4).

Определяющим фактором рыночного предложения является цена товара. Ее воздействие на предложение является прямым и выражается законом предложения, который гласит: чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается. Графически взаимосвязь между величиной предложения товара (Qs) и ценой этого товара (P) изображается с помощью кривой предложения (рисунок 4.5).

Под воздействием ценового фактора происходит перемещение вдоль кривой предложения: вверх, если предложение растет, или вниз, если предложение снижается.

Основными неценовыми факторами рыночного предложения являются:

· изменения в ценах на ресурсы, которые могут либо стимулиро-


Рисунок 4.4–Основные понятия, связанные с экономической

категорией «предложение»

P

s

0 Q s

Рисунок 4.5–Кривая предложения

вать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствуют этому (если они растут);

· изменения в технологии производства товара, приводящие к повышению производительности труда, росту выпуска продукции, а значит и к увеличению предложения;

· влияние государственных субсидий и дотаций, которые снижают издержки производства и способствуют росту предложения.

Под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается вправо, если их действие положительно и предложение растет, и влево, если они действуют отрицательно и предложение уменьшается (рисунок 4.6).

P

s1 s s2

0 Qs

Рисунок 4.6–Изменение «самого предложения»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: