Факторные модели анализа влияния факторов на показатели производства и реализации продукции
Между рассмотренными стоимостными показателями продукции существует взаимосвязь, которая в аналитических целях может быть изучена с помощью построения факторных моделей.
Факторы, определяющие объем производства (ВП) продукции, а также влияющие на объем ее реализации (РП) можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
ВП = Ч * В; РП = dрп * Ч * В
где Ч – среднесписочная численность работников предприятия; В – среднегодовая выработка продукции одним работником; dрп – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.
2) обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:
ВП = ОС * f; РП = dрп * ОС * f
где ОС – среднегодовая сумма основных средств предприятия; f – фондоотдача основных средств.
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
|
|
ВП = МЗ * м; РП = dрп * МЗ * м
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;
м – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов можно провести одним из способов факторного анализа.
Для факторного анализа чистой продукции целесообразно использовать следующую методику: ЧП = ТП – МЗ - А,
Совокупное изменение ЧП: ΔЧП = ЧП1 - ЧПо
В том числе в результате влияния определяющих факторов:
- за счет изменения стоимости ТП:
ΔЧПТП = ЧПо (IТП - 1)
- за счет изменения материалоемкости продукции (использования материальных ресурсов): ΔЧПМЗ = Мзо ∙ IТП - МЗ1
- за счет изменения суммы амортизации:
ΔЧПА = А0 ∙ IТП - А1
Совокупное влияние всех трех факторов составляет:
ΔЧП = ΔЧПТП + ΔЧПМЗ+ ΔЧПА
По результатам факторного анализа разрабатываются конкретные мероприятия по улучшению ситуации.
Статистический анализ выполнения плана является одним из важнейших этапов оценки рациональности формирования и выполнения производственной программы,
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится сопоставлением фактических данных с плановыми, как по отдельным видам продукции, так и в целом по предприятию.
Квп =
При этом необходимо помнить, что план по отдельным видам продукции может быть выполнен и перевыполнен, но при этом будет наблюдать невыполнение плана по ассортименту и комплектности (структуре).
Ассортимент продукции – детализированный перечень продукции, производимой и реализуемой предприятием (или его подразделением) и представленной отдельной позицией плана.
|
|
Анализ ассортимента продукции базируется на изучении динамики и выполнения плана по всему перечню изделий, изготавливаемых на предприятии.
Коэффициент выполнения плана по ассортименту (Квпасс) определяется как отношение стоимости фактически выпущенных изделий, но не выше плана по каждой ассортиментной позиции () к их общему плановому выпуску (Qпл).
При этом план может быть либо выполнен, либо недовыполнен, перевыполнения в данном случае не учитываются.
В процессе анализа необходимо изучить не только изменения в ассортименте, но и в структуре продукции. Если на предприятии изготавливаются изделия, из которых в дальнейшем комплектуются более сложные виды продукции, то необходимо проводить оценку выполнения плана по комплектности (структуре) продукции.
Структура продукции – это соотношение объемов выпуска отдельных изделий в общем объеме их выпуска.
Выполнение плана по структуре подразумевает соблюдение запланированного соотношения, поэтому оценка выполнения плана по структуре продукции производится сопоставлением фактических удельных весов отдельных видов продукции с плановыми.
Коэффициент выполнения плана по структуре (Квпстр) определяется как отношение объема выпуска продукции, засчитываемой в выполнение плана по структуре ( ) к ее фактическому выпуску (Qф). При этом по каждой номенклатурной позиции в выполнение плана по структуре засчитывается фактический объем, но не выше фактического объема, пересчитанного на плановую структуру по этой же номенклатурной позиции.
Пример:
Изделия | Объем выпуска | Зачтено в выполнение плана по ассортименту | Структура по плану | Фактический объем при плановой структуре | Зачтено в выполнение плана по структуре | |
по плану | фактически | |||||
А | 0,268 | |||||
Б | 0,732 | |||||
В | 0,000 | |||||
Итого | 1,000 |
Рассчитаем коэффициенты выполнения плана:
- по объему: Квп = 615: 560 = 1,098 (109,8%)
- по ассортименту: Квпасс = 520: 560 = 0,928 (92,8%)
- по структуре: Квпстр = 535: 560 = 0,955 (95,5%)
Вывод: несмотря на перевыполнение плана по объему выпуска на 9,8%, план по ассортименту недовыполнен на 7,2%, по структуре недовыполнение составило 4,5%.
Большое значение при изучении деятельности предприятии имеет анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность – равномерный выпуск и реализация продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Неритмичность ухудшает все показатели работы предприятия: снижает качество продукции; увеличивает объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах; замедляется оборачиваемость капитала; предприятие платит штрафы за несвоевременную поставку продукции потребителю; несвоевременно поступает выручка и т.п.
Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели:
- коэффициент ритмичности – определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного;
- коэффициент вариации:, где – план выпуска;
- коэффициент аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции за каждый период (на основании коэффициента выполнения плана).
Косвенные показатели: наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков НЗП и готовой продукции.
|
|
Среди внутренних причин аритмичности чаще всего встречаются такие, как трудности сбыта продукции, тяжелое финансовое положение предприятия; низкий уровень организации производства, его материально-технического обеспечения. Внешние причины – несвоевременная поставка сырья и материалов, недостаток энергоресурсов и т.д.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы предприятия.