Стоимость программного продукта зависят от уровня развития инженерного программирования. Это обусловлено следующими моментами.
1. Программное обеспечение является сложным изделием, стоимость которого имеет тенденцию к росту (например, в настоящее время стоимость аппаратной части вычислительной системы в 3—4 раза меньше программного обеспечения).
2. Программное обеспечение оказывает ощутимое воздействие на экономическое благосостояние и, соответственно, формируются адекватные требования к разработке и сопровождению программного продукта. К ним относятся:
• надежность работы и возможность контроля;
• удобство в эксплуатации;
• естественный развитый диалог с пользователем;
• труднодоступность при несанкционированном доступе.
Потребительная стоимость научной продукции воплощается в ее способности влиять на материальное производство через экономию затрат, через различные виды эффективности: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую.
|
|
Вопросы определения величины стоимости информационного продукта или услуги являются дискуссионными.
Факторы, влияющие на стоимость научной информации (продукции):
1) количество затраченного на ее создание интеллектуального труда;
2) общественно-необходимые затраты труда на разработку проектов, изготовление опытных образцов.
Общественно необходимыми называются наиболее рациональные с точки зрения общества затраты труда, материальных ресурсов и технологии проведения научно-технических работ.
Затраты выражаются в ценах информационного продукта.
В настоящее время практикой не выработаны четкие методы измерения общественно необходимых затрат.
Себестоимость - показатель, отражающий затраты всех ресурсов предприятия, в том числе и информационных.
Под информационными затратами понимается первичная стоимость интеллектуального труда, а также затраты на обработку информации и реализацию товара потребителю.
Теоретически себестоимость информации отождествляется с денежным выражением части стоимости товара и рассчитывается по формуле:
Си = Изт +Зои +Зпр
гдеСи — себестоимость информационной продукции;
ИЗТ — интеллектуальные затраты труда;
3ои — затраты на обработку информации;
3пр — затраты в процессе реализации информационного продукта.
Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам. Структура себестоимости зависит от специфики хозяйственной деятельности,
В условиях рынка показатель "себестоимость информации" является экономическим инструментом измерения затрат на производство и продажу информации.
|
|
Затраты, связанные с движением продукта от производства до потребителей, включая и его реализацию конечным потребителям, представляют собой издержки обращения.
Информационные издержки производства, как и стоимость информации, являются динамическими величинами.
В зависимости от профильности предприятия информационной сферы существуют специфические принципы калькулирования и определения затрат. Так, в информационной индустрии основными статьями являются заработная плата, расходы на различные виды энергии.
Программные продукты — основа отрасли.
Затраты должны окупаться не за счет увеличения прибыли, а за счет улучшения качества продукции, увеличения объема продаж и снижения затрат.
Есть соотношение спроса и предложения,
Производитель программного товара производит предварительный расчет плановых затрат и прибыли. Рассчитываются необходимые отчисления от прибыли для возмещения научно-технических и социальных расходов.
Учитывают плановые и фактические затраты.
В цену реализации продукта включают такие затраты, как оплата сторонних услуг по передаче программного продукта в производство, по оказанию услуг по внедрению.