Промышленное производство, сконцентрировав в себе огромные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало постоянным источником серьёзной техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями.
Современное развитие промышленного производства в мире и отдельно взятой стране заставляет общество всё в большей мере сталкиваться с проблемой обеспечения безопасности и защиты человека и окружающей среды от воздействия техногенных, природных и экологически вредных факторов.
Введение
Каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о её
состоянии и на возмещении ущерба,
причинённого его здоровью или
имуществу экологическим
правонарушением.
Конституции РФ, ст. 42
Анализ техногенных аварий последних лет в России указывает на устойчивую тенденцию роста их количества и объёмов причиняемого ущерба. Так, в 1999 г. по сравнению с 1998-м число взрывов и пожаров на объектах экономики возросло в 3 раза, а при перевозке опасных грузов в 1,8 раза, причем половина из них сопряжена с химической опасностью. Вообще же аварийные ситуации, связанные с утечкой или выбросом химически опасных веществ, пожарами и т.п., случаются почти ежедневно. Причин возникновения аварий, как вы знаете, очень много.
|
|
Каждая конкретная авария есть результат совокупности нескольких причин, сочетание ряда неблагоприятных факторов. Весьма распространен вариант, когда недостатки допущены при строительстве и монтаже, а впоследствии это усугубляется неправильной эксплуатацией. Результатом такого сочетания оказывается авария. К наиболее ярким проявлениям «человеческого фактора», который приводит к авариям на объектах экономики, относится нарушение технологического процесса производства и правил техники безопасности. Подтверждением этому являются «рукотворные» катастрофы, потрясшие мир, – Бхопал /Индия/, где 3 декабря 1984 г. произошла утечка метилизоционата, результат – поражение получили свыше 200 тыс. человек и погибло свыше 2,5 тыс. человек за одну ночь, а также беспрецедентная катастрофа, которая произошла 3 июня 1989 г. под г. Уфа на перегоне Улу-Теляк-Аша Самарской железной дороги. Здесь из-за аварии в проложенном неподалёку газопроводе вышло на поверхность большое количество газового конденсата, образовалась взрывоопасная смесь, которая под действием искры взорвалась в момент прохождения двух встречных пассажирских поездов, в результате чего оба поезда взорвались и сгорели. Более 800 пассажиров с сильными ожогами попали в больницу, часть из них не прожила и недели… На месте катастрофы было обнаружено 223 трупа. Многие люди исчезли бесследно. Особенно много погибло и пострадало детей, которые ехали в пионерские лагеря на юг в составе классов-отрядов.
|
|
Еще раз напомню, что в 1999 г. на территории РФ крупные ЧС природного и техногенного характера возникали 1474 раза, при этом серьезно пострадали более 50 тыс. человек, в том числе погибло более 4456 человек. И, как показывает аналитический прогноз, подготовленный Департаментом предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России, снижения в ближайшем будущем количество ЧС ожидать не приходится.
Так как причины техногенных аварий остаются, основными из них являются:
- ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве;
- прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;
- рост объёмов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;
- снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;
- несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;
- снижение требовательности к эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.
На многих предприятиях химических отраслей, построенных в 60-е начале 70 – х гг., высок износ оборудования, тем не менее процесс реконструкции морально и физически устаревших производств в настоящее время практически не начался. Задерживается вывод из эксплуатации потенциально опасных объектов с устаревшим и физически изношенным технологическим оборудованием, которые располагаются вблизи жилых массивов и представляют угрозу для жизни и здоровья населения. Медленно решаются вопросы повышения безопасности при производстве действующих ядовитых веществ. Тяжелые ЧС не исключаются при эксплуатации трубопроводного транспорта, в том числе на аммиакопроводе Тольятти-Одесса. Отдельные участки трубопровода требуют замены, необходимо оснащение трубопровода современными средствами локализации аварии. Вызывает опасение и состояние безопасности объектов повышенного риска во многих АО химической промышленности, аварии на которых могут привести к созданию ЧС.
Проблемным остается также вопрос предупреждения загрязнения питьевой воды, почвы, атмосферного воздуха диоксинами, который может обостриться в городах: Уфе, Чапаевске, Новокузнецке, Кемерово и др. Все вышесказанное позволяет сделать прогноз: количество аварий ЧС на ОЭ в ближайшие годы может увеличиться.
Изучение причин возможного возникновения аварий на ХОО и всесторонняя оценка опасности, которую представляют эти объекты для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют, во-первых, правильно определить мероприятия по предупреждению аварии и, во-вторых, предусмотреть необходимые мероприятия по защите населения и территории, эффективные способы защиты людей и снижение ущерба при возникновении аварии.