Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене

Функция предложения от цены может быть предложена одним из трех способов.

Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Зависимость объема предложения от определенных его факторов называется функцией предложения.

В общем виде функция предложения имеет вид:

Qis=f (Li, P1….Pk; Ti, N;….), где Qis – объем предложения i-того товара; Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии. P1….Pk – цены товаров включая i-тый товар; Ti - налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N – природные условия.

Если все факторы определяющие объем предложения, кроме ценыинтересующего нас товара (Pi) положить неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены:

Qis=f (Pi)

Зависимость функции предложения от цены отражает закон изменения предложения.

Способ Содержание
1. Табличный Выражается в форме таблицы. Пример: Рi (руб.) S (штук) ………………………… 200 400 500 800 …………………………. 1500 2000
2. Аналитический Выражается формулой: Qis= -a+bPi
3. Графический График кривой предложения имеет следующий вид. Кривую предложения принято обозначать SS. Кривая предложения – это кривая, показывающая какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Также как и в случае со спросом, при изменении цены меняется объем предложения, а при изменении других факторов функции предложения кривая предложения сдвигается или вправо или влево.

Объемом (величиной) предложения называется количество какого-либо товара, которое желает продать отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения – min цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

В условиях рыночной экономики конкуренция способствует синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объёмов спроса и объёмов предложения и установлению равновесной цены. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия.

Равновесие – закон для каждого конкурентного товарного рынка. Именно благодаря равновесию на каждом товарном рынке устанавливается равновесие экономической системы в целом.

Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике.

Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, что в каждой точке две линии пересекутся (точка Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена Ре и равновесный объем Qe.

Точка Е характеризует равенство: Qie = Qis = Qid,

где Qis – объем предложения, Qid – объем спроса.

 
 


График равновесия на рынке

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован.

Таким образом, равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Нельзя не оговориться, что равновесная цена устанавливается сразу и не всегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, не уравновешенным ценам. В этих случаях возможны либо избыток, либо дефицит товара.

Цена равна 4 ед. тогда предложение равно 4 шт., а спрос при данной цене равен 1 ед., т.е. предложение выше спроса – излишек товара. Трудности сбыта товаров подтолкнут производителей снизить цену, и она постепенно опуститься до равновесной.

Если цена равна 1,5 ед., тогда предложение меньше (1,5 шт.) чем спрос – 4 шт. Т.е. возникает дефицит товара и усиливается конкуренция между покупателями и цена на данный товар поднимается. Производители получают стимул к увеличению производства данного товара. Предложение растет, спрос снижается, так как число покупателей, готовых платить растущую цену, будет сокращаться. Эти процессы продолжаются, пока дефицит не исчезнет и предложение, спрос и цена не придут к равновесному уровню.

На основании этого анализа можно установить четыре правила спроса и предложения:

1. увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.
2. уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.
3. рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.
4. сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Итак, равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Важно подчеркнуть, что при равновесной цене устанавливается равенство не покупок и продаж, а количество товаров, в пределах которых потребители намерены делать покупки, а производители намерены поставлять товар на рынок.

           
   
Равновесие
 
   
 


Частичное равновесие - равновесие на единичном рынке
Общее равновесие – это когда система цен находится в равновесии, если рассматривать её в совокупности и в определённый момент, то есть равновесие на всех рынках.

В состоянии равновесия (общего или частичного) происходит совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект не имеет стимулов к изменению своего экономического положения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия: уровень цен, технологии, ожидания и предпочтения производителей или потребителей, ставка налога и т.п.

Эластичность спроса – степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента «эластичность спроса».

Эластичность спроса подразделяется на следующие виды.

Коэффициент эластичности спроса Значение
1. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене Ep – показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. а) Epd =- |∆Q/Q| * 100% =- ∆Q * P * 100% - ∆P/P ∆P Q точечная эластичность. Q - количество товара, на которое предъявлен спрос; P – рыночная цена товара. б) Дуговая эластичность – показатель реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2. Epd = - (Q2 – Q1) * (P2 + P1)/2 = - (Q2 – Q1) * (P2 + P1) P2 – P1 (Q2 +Q1)/2 P2 – P1 (Q2 +Q1) Практическая значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку (TR=P*Q). При эластичном спросе по цене выручка (TR) возрастает, то есть Epd>1; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возросшим количеством продаж так что выручка остается неизменной или Epd=1; при неэластичном спросе (0< Epd<1) снижение цены вызывает лишь незначительное увеличение количества продаж товара, так что ТR падает. Исходя из выше сказанного, важно отметить факторы, определяющие эластичность спроса 1. Неэластичным спросом обычно обладают товары и услуги первой необходимости. Их просто вынуждены покупать даже вопреки неразумно высоким ценам. 2. Наиболее эластичны предметы роскоши. Иметь их хотят многие, но возможности у всех разные. Поэтому при снижении цен на них покупатель со средним достатком стремится вкусить роскоши до предела. 3. Низкой эластичностью спроса обладают товары, для которых трудно найти заменитель (молоко, соль, хлеб и т.д.). Высокой эластичностью спроса обладают легко заменимые товары (квас, лимонад, пепси-кола, кока-кола и т.п.). 4. Спрос обычно неэластичен на дешёвые товары и эластичен на дорогие. 5. Неэластичен спрос на товары текущего потребления и эластичен на товары длительного пользования. 6. Важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. 7. Эластичность зависит от разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше эластичность (например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное).
2. Объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров, в этом случае для характеристики данного процесса используется коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене (Exd), измеряющего чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого. Exd= dQa/Qa = dQa * Pb *100%, dPb/Pb dPb Qa где Qa- количество товара а, на которое предъявлен спрос; Pb - рыночная цена товара b. Если, Exd>0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты); Exd<0– взаимодополняемые; Exd=0 – независимые товары. Чем больше эластичность спроса на благо А, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Exd ¥, перед нами совершенные субституты), и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Exd ¥, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
3. Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу (ERd). ERd = ∆Q *100%, где ∆ R Q – количество товара, на которое предъявлен спрос; R – доход. ERd<0 – товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. ERd>0 – товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Среди нормальных товаров можно выделить три группы. 0<ERd<1 – товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов; ERd>1 –предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов; ERd=1 – товары, спрос на которые растет в меру роста доходов, называют товарами «второй необходимости».

В зависимости от характера прямой эластичности спроса по цене кривая спроса будет иметь разный наклон.

Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

Исходя из графика представленного выше можно сказать, что:

1. Спрос эластичный. Незначительное понижение цены приводит к существенному возрастанию объёма продаж. Коэффициент эластичности больше единицы.
2. Единичная эластичность спроса, когда 1 % изменение цены вызывает 1 % изменение продаж
3. Спрос неэластичен. При существенном снижении цены, объём продаж изменяется незначительно. Коэффициент эластичности меньше единицы.
4. Абсолютная неэластичность спроса. Состояние, когда спрос практически не реагирует на изменение цены. Примером её может служить спрос больного, готового купить необходимое лекарство за любую цену.
5. Абсолютная эластичность спроса. Возникает тогда, когда даже минимальное снижение цены даёт стимул увеличивать покупки до максимума.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Eps).

Eps = процентное изменение Q, где

процентное изменение P

Q –объем предложения;

P –цена.

Эластичность предложения относительно цены всегда имеет положительный знак, так как цена и объем предложения связаны прямой зависимостью.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Таким образом, предложение может быть:

1. эластичное (Eps >1)
2. неэластичное (Eps<1)
3. единичной эластичностью (Eps=1)
4. совершенно эластичным (Eps=)
5. совершенно неэластичным (Eps=0)

Кривые предложения с разной степенью эластичности:

Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменений качественного и количественного состава используемых ресурсов. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: