Сущность, функции и система рынков
Основатели экономической науки (А.Смит, Д. Рикардо…) видели в функционировании рынков идеальный механизм, раскрепощающий товаропроизводителей, обеспечивающий их экономический суверенитет.
Слово «рынок» может обозначать:
- меновой контракт за плату (рынок принадлежностей, рынок общественных работ…);
- место, где заключаются обмены (рынок цветов…);
- совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг (рынок зерна, финансовый рынок…);
- зона, внутри которой продукты могут циркулировать свободно, а цены, практикуемые для каждого продукта, связаны между собой (европейский рынок);
- механизм, обеспечивающий приведение в соответствие спрос и предложение товаров через установление цен (рынок совершенной конкуренции, монопольный рынок…);
- совокупность возможных участников в обмене, продавцов и покупателей продукта.
Возникновение и становление рынка является следствием длительного исторического развития. Его непременными условиями являются:
|
|
1) общественное разделение труда, требующее обмена;
2) экономическая обособленность производителей;
3) самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.
Совокупность множества рынков различного назначения образует систему рынков, в которой выделяются следующие взаимосвязанные рынки:
1) потребительский рынок;
2) рынок инвестиционных товаров;
3) рынок земли;
4) рынок труда;
5) финансовый рынок (рынок ссудных капиталов);
6) рынок ценных бумаг;
7) рынок валют;
8) рынок духовных благ;
9) рынок технологий.
Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
1) информационную;
2) посредническую;
3) ценообразующую;
4) регулирующую;
5) санирующую.
По способу связи между участниками рынка различают две формы: непосредственную продажу товара производителем потребителю и продажу через посредника.
В зависимости от видов оплаты товаров выделяют формы: бартерная (безденежный обмен); наличная; безналичная; наложенным платежом; продажа и покупка в кредит; предоставление в прокат.
В зависимости от объема продаж различают формы: оптовая торговля; розничная торговля.
Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодействия их участников: свободный рынок; нелегальный рынок; регулируемый рынок.
По ширине охвата различают местные, региональные, национальные и международные рынки.
В зависимости от характера представленных на рынке товаров различаю однородные и неоднородные рынки. На однородном рынке для отдельного покупателя безразлично, у кого из продавцов он купит нужный ему товар (стандартизованный товар). На неоднородном рынке отдельный покупатель отдает предпочтение кому-либо из продавцов и (или) его товарам (дифференцированный товар).
|
|
Существует бесчисленное множество рынков, которые различаются между собой числом участников рыночных операций, постановкой целей и поведением.
Основные типы рынков
Основные характеристики | Совершенная конкуренция (полиполия) | Несовершенная конкуренция | ||
монополистическая конкуренция | олигополия | чистая монополия | ||
1. Число продавцов | много | достаточно много | несколько крупных | один крупный |
2. Тип продукта | стандартизирован-ный | дифференцированный | стандартизирован-ный или дифференцирован-ный | уникальный, нет близких заменителей |
3. Барьеры вхождения в отрасль | нет | нет | обычно есть | да (нет вхождения) |
4. Контроль над ценой | цены определяются рынком | влияние ограничено | контроль ценового лидера | практически полный контроль |
5. Число покупателей | много | много | много | много |
6. Примеры | биржевая торговля продукцией с/х, мировая торговля некоторыми видами сырья | розничная торговля | автомобильный транспорт, авиаперевозки | энерго и газо- снабжение, транспорт |
Рынок совершенной конкуренции
Для него необходимо выполнение следующих условий:
- наличие спроса и предложения (продавцы и покупатели должны быть многочисленны, независимы; доля каждого из них в сделках должна быть небольшой);
- однородность продукта (разные его качества должны быть хорошо известны всем);
- прозрачность рынка (полная информация всех участников о ценах, качествах, количествах);
- возможность свободно и быстро утвердиться на рынках (отсутствие препятствий свободе коммерции, таких как административные разрешения, запрещение создания…);
- полная подвижность товаров и производственных факторов внутри рынка.
Рынок несовершенной конкуренции
Условия:
- определяющее влияние на рынок некоторых участников, играющих роль «лидера»;
- неоднородный продукт, качества которого плохо известны участникам;
- плохая информация (запаздывания в публикации курсов, скрытие преимущества…);
- принуждение, которое ограничивает доступ на рынок.
Монопольный рынок или монопсонный рынок
В первом случае имеется только один продавец, во втором – только один покупатель.
Монополия может проистекать из существования очень крупного предприятия, а также исключительности, предоставленной патентом на изобретение, соглашения между продавцами и покупателями (картель или объединение).
Рынок монополистической конкуренции
Большинство рынков, где продавцы отдают себя во власть некоторой конкуренции, содержат элементы монополии:
- место расположения;
- предоставление продукту иногда обманчивых качеств (мода, марка, репутация производителя, влияние рекламы);
персональные связи продавца и покупателя.
Эти элементы позволяют предприятию извлекать выгоду из продаж выше нормального курса.
Дуопольные рынки (рынки конкуренции между двумя продавцами, монополизирующими рынок) и олигопольные рынки (монополизируемые несколькими продавцами)
Небольшое число продавцов и покупателей обязывает их учитывать реакции своих конкурентов. Новые методы позволяют предприятию ограничить свой риск или максимизировать свои шансы прибыли в зависимости от характера и поведения своих конкурентов.