И управлении цепями поставок
Раздел 5. Инвестиционные решения в логистике
Совершенствование существующих логистических систем и создание новых на макро- и микроуровне предполагает дополнительное потребление ресурсов труда, материалов и капитала. Совокупный ресурс предприятия, направляемый на развитие и выраженный в денежной форме, называется инвестициями.
Направления инвестирования в логистике на микроуровне:
· совершенствование системы снабжения предприятия;
· совершенствование процессов управления запасами на всех этапах движения материального потока на предприятии;
· внедрение современных технологий управления транспортным процессом;
· развитие и автоматизация складского хозяйства;
· развитие дистрибутивной сети и технологий управления распределением материального потока;
· информационное обеспечение логистических функций;
· кадровое обеспечение логистических функций;
· решение задач интеграции служб предприятия на основе логистического подхода;
· совершенствование систем логистического менеджмента, контроллинга и аудита.
Как правило, каждое из перечисленных направлений инвестирования в логистику предприятия связано с одним или несколькими взаимодействующими направлениями, поэтому следует говорить о комплексном инвестировании. Инвестиционные решения должны быть согласованы между собой по всем каналам движения материальных и вспомогательных потоков. В противном случае их эффективность окажется ниже предполагаемой. В этом заключается основная особенность инвестирования в логистику на микроуровне.
При разработке и обосновании инвестиций в логистику следует учитывать не только затраты на непосредственное внедрение логистического решения или технологии, но и затраты на перестройку всех взаимодействующих структур предприятия. Система показателей эффективности инвестиционного проекта в этом случае должна содержать не только частные функциональные и экономические показатели инвестируемого участка, но и оценку ожидаемого прироста интегральных показателей экономической деятельности всего предприятия.
Соотнесение ожидаемого прироста интегральных показателей со всей совокупностью планируемых затрат проекта, рассчитанное с учетом динамики достижения плановых значений и изменения внешних факторов (в первую очередь, процентной ставки) является основным критерием при выборе инвестиционного проекта.
Направления инвестирования в логистике на макроуровне:
· разработка логистической стратегии предприятия и стратегии цепи поставок;
· выбор стратегических партнеров для реализации избранной стратегии;
· определение и согласование форм и границ сотрудничества со стратегическими партнерами в цепи поставок;
· организация (при необходимости) логистического аутсорсинга;
· обеспечение интеграционных процессов между стратегическими партнерами всех уровней цепи поставок;
· организация логистического менеджмента и контроллинга цепи поставок;
· формирование логистического взаимодействия между цепями поставок в логистической системе или сети.
Разработка логистической стратегии предполагает глубокое исследование собственного бизнеса, бизнеса предполагаемых партнеров и конкурентов и рынка как с позиций маркетинга, так и с позиций логистического управления цепями поставок. Детально вопросы разработки логистической стратегии рассматривались ранее в курсе «Основы логистики».
По результатам разработки стратегии организуется переговорный процесс, который также требует инвестиций (трансакционных вложений). В результате предварительных переговоров формируется список стратегических партнеров, интересы которых в вопросах формирования цепей поставок близки или имеют тенденции к сближению.
С партнерами, избранными в качестве стратегических, проводится дополнительная переговорная работа для выбора и закрепления форм сотрудничества. По степени сближения могут рассматриваться следующие формы сотрудничества:
· консорциумы;
· союзы;
· совместные предприятия.
Возможны партнерства с равным распределением инициативы (совещательные) и партнерства с лидирующей организацией (координатором). Лидерами чаще всего являются либо производящая компания (автомобилестроение, программное обеспечение, электроника), либо крупные ритейлеры (продуктовые и промтоварные торговые сети).
При наличии на рынке хорошо зарекомендовавших себя логистических провайдеров возможны инвестиции в логистический аутсорсинг как альтернатива самостоятельным действиям по выработке логистической стратегии и организации стратегического партнерства.
После установления границ цепей поставок и форм взаимодействия необходимы инвестиции в обеспечение технологической совместимости в следующих областях:
· информационное взаимодействие;
· ценовая политика;
· согласование параметров поставок (периодичность, объем, ассортимент, параметры заказов) в цепи поставок;
· согласование технологических параметров транспортного и складского оборудования, размещение складских мощностей;
· согласование тары;
· вопросы рекламационной работы, возврата и возмещения убытков;
· технические вопросы взаиморасчетов участников цепи.
Для обеспечения надежности, устойчивости и безопасности цепей поставок необходимы вложения в систему логистического управления цепью поставок, предусматривающую постоянный мониторинг состояния цепи, механизмы сбора и обработки информации, а также механизмы оперативного реагирования (управления) и контроля исполнения управляющих воздействий. Чем качественнее создаваемая система логистического менеджмента и контроллинга, тем больше инвестиций требуется для ее создания и эксплуатации.
Организация логистического взаимодействия между функционирующими цепями поставок – задача более высокого уровня. Основной акцент в ней нередко делается на распределение исходных ресурсов между цепями поставок во избежание обострения конкуренции за обладание этими ресурсами, а также на проблеме распределения сегментов рынка между различными цепями поставок.
Часто процессы инвестирования на макро и микроуровнях являются комплексными, взаимодополняющими и взаимонеобходимыми. В таких случаях вопросы эффективности инвестиций в логистику и управление цепями поставок на обоих уровнях исследуются совместно.
Результаты исследования комплексных инвестиционных решений оформляются в виде бизнес-плана.