Структура цены и факторы, влияющие не ее формирование

Раздел 6. Особенности и методы ценообразования на логистические продукты и услуги в различных структурах цепей поставок

Логистические решения по отношению к фактору «цена» обычно оказывают прямое влияние на достижение фирмой кор­поративных (в том числе финансовых) стратегических целей, за­даваемых маркетингом исходя из условий, диктуемых конку­рентной средой.

Сложность логистических цепей (на уровне микрологистики) и ЛС в целом (на уровне макрологистики) обуславливается не только составом разнородных подразделений организаций (фирм), становящихся участниками этих цепей, и их многочи­сленными связями, но и самим объектом ценообразования в ЛС. Таким объектом является логистическая услуга. Взависимости от того, к какой рыночной структуре относится организация-произ­водитель услуги, меняется подход к ценообразованию и опреде­лению оптимальных объемов производства товаров и услуг при имеющихся ресурсах.

Экономическая природа цены проявляется в двойственной роли, которую она играет на рынке. Во-первых, цена - индикатор, отра­жающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансо­вую ситуацию, уровень конкурентоспособности на рынке и т.д.). Во-вторых, цена — регулятор рынка, с помощью которого осуще­ствляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность, оборачиваемость товарных за­пасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов, они являются мотивацией производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Прежде всего, она посредник и измеритель при обмене товаров на деньги. Цена — важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориаль­ного размещения производства. В то же время цена — инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор на­логообложения. Она является отражением инфляционных про­цессов, средством влияния на инвестиционную политику (повы­шение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена — мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена — орудие конкурентной борьбы.

В процессе ценообразования учитывается действие различных факторов: текущий спрос (ценовая эластичность спроса, психо­логическое восприятие цены), полные и предельные издержки производства, цены товаров-заменителей и возможности конку­рентов, состав и число участников канала товародвижения, влия­ющих на конечные цены потребления, законодательные ограни­чения цен, характеристики товара и т.д.

Применяемые в логистике цены классифицируются по раз­личным признакам: сферам товарного обслуживания и участкам логистической цепи поставок, способу отражения транспортных расходов, формам и стадиям продаж, степени регулирования и устойчивости во времени и т.д. Ниже рассматриваются их особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: