На макроуровне можно определить лишь некоторые элементы логистических затрат. Средняя ставка по оборотным кредитам, предоставляемым коммерческими банками, превращает для предприятия эту статью затрат в затраты на привлечение сторонних капиталов для финансирования запасов.
Использовать процентную ставку по депозитам для оценки затрат на привлечение капиталов для финансирования запасов, по мнению ряда авторов, нецелесообразно, поскольку такие ставки применяются для размещаемых в банках свободных денежных средств предприятий. Следовательно, эти средства имеют статус не затрат, а финансовых доходов.
На макроэкономическом уровне поддается оценке еще один компонент логистических затрат — транспортные затраты. Их оценка может быть только приближенной (можно рассматривать доходы транспортных предприятий от продажи услуг).
Уровень логистических затрат определяется их отношением к другим экономическим показателям, которыми характеризуется деятельность предприятия:
· к объемам продаж изделий (товаров) и услуг;
· к совокупным расходам предприятия;
· к другим относительным показателям, например:
- затратам на запасы - к среднему объему запасов на предприятии;
- логистическим затратам в фазе закупки (снабжения) - к объемам закупки материалов;
- логистическим затратам в фазе дистрибьюции - к объемам продаж изделий (товаров) и услуг.
Среди показателей уровня логистических затрат различают:
· показатель уровня совокупных логистических затрат (отношение величины логистических затрат к обороту предприятия, умноженное на 100%);
· показатель уровня затрат запасов (отношение затрат на запасы к объему запасов, умноженному на 100%).
Снижение уровня логистических затрат может быть достигнуто путем:
· уменьшения объема поддерживаемых запасов (в том числе за
счет ускорения их оборота);
· рационализации транспортных связей (за счет оптимизации
транспортных средств и маршрутов);
· механизации и автоматизации манипуляционных и складских
процессов;
· совершенствования управления логистическими процессами
(что также позволяет снизить издержки старения и исчерпания запасов);
· применения современных информационных систем, повышающих эффективность управления потоками.
Совокупность будущих (планируемых) расходов на логистические процессы с декомпозицией их по видам, месту и периодам возникновения отражается в бюджете, который представляет собой своеобразный лимит расходов. Ниже приводятся некоторые примеры определения логистических издержек и их влияния на цены логистических услуг.
Рассмотрим возможности оценки логистических издержек в системе управления запасами на примере страхового запаса, содержание которого связано с нестабильностью спроса на товар.
Объем продаж любого товара подвержен различным предсказуемым и непредсказуемым изменениям (флуктуациям) из-за сезонности спроса, колебания конъюнктуры рынка, случайных изменений спроса и т.п.
При этом неизбежно появление, как минимум, трех видов издержек, связанных с:
· потерей заказа;
· дополнительными расходами на выполнение заказа;
· потерей заказчика.
Особая роль в структуре логистических издержек принадлежит затратам на транспортировку. В относительных единицах они составляют, как правило, наибольшую долю в суммарных логистических затратах. К наиболее значимым факторам, определяющим транспортные издержки, относятся:
· расстояние (дальность перевозок);
· объем;
· плотность грузов;
· базис поставки;
· рыночная ситуация, стоимость/цена товара.
В составе транспортных издержек рассматриваются:
· переменные издержки (непосредственно связанные с масштабами (объемом) деятельности). Это - прямые затраты перевозчика на перемещение груза (на тонну или км перемещения): оплата труда, горюче-смазочные материалы (ГСМ), техническое обслуживание транспортных средств;
· постоянные (амортизация основных средств, вложений в содержание терминалов, дороги, информационные системы и транспортный парк);
· сопряженные издержки (например, оплата порожних обратных рейсов);
· общепроизводственные (накладные, в том числе административно-управленческие и др.).
Диапазон расценок на транспортные услуги определяется, с одной стороны, себестоимостью услуг + прибыль, а с другой — ценностью груза для отправителя.
В настоящее время в целях минимизации налоговых выплат, а также и иных платежей в пользу государства предприятия используют различные схемы.
С точки зрения внутреннего управленческого учета, налоги представляют собой некие обязательные платежи по легализации деятельности предприятия. Именно поэтому большинство предприятий относят суммы налоговых и иных выплат в расходную часть бюджета.
Логистические издержки влияют на формирование цены товаров, поставляемых как на внутренний, так и на внешний рынок, т.е. на экспорт. Влияют они также и на цены товаров, получаемых по импорту.
Таким образом, ценовая политика по товарам становится определяющей при определении допустимых логистических издержек, которые связаны как с деятельностью фирмы-производителя, так и всех участников цепи поставок.