Источники загрязнения вод в Украине

Схема платного водопользования.

Цены тарифов за нормативные потребление водных ресурсов должны дифференцироваться по бассейнам и участкам рек с учетом развития и размещения производительных сил регионов. Необходимо отметить, что бассейновый принцип управления водными ресурсами давно существует в развитых странах. Суть его довольно простая - платежи за водопользование (пусть даже частично) поступают на счет одной организации, которая полностью отвечает за состояние реки, например, Днепра и его водохранилищ. Такая организация должна иметь право устанавливать лимиты на водопользование, контролировать их соблюдение, осуществлять учет воды. Основой такой организации могло бы стать Днепровское водохозяйственное объединение при Госводхозяйстве, которое пока что в основном отвечает за состояние гидротехнических сооружений и водообеспечение. В случае предоставления соответствующих полномочий данная организация отвечала бы за состояние Днепра и его притоков, а также решала вопрос улучшения качества воды в реке.

Ставки штрафных платежей за сверхнормативное потребление воды, которое ведет к загрязнению и истощению природных ресурсов, необходимо устанавливать с учетом повышенных дополнительных затрат, необходимых для восстановления водных ресурсов и ликвидации или предотвращения отрицательных последствий нарушения нормативов водопользования. При этом необходимо установить такой размер платежей, который бы был больше дополнительной прибыли, полученной предприятиями от сверхнормативного потребления водных ресурсов. Имеет смысл ставку штрафного платежа устанавливать прогрессивной.

Целесообразно всем водопользователям устанавливать лимиты на водопользование и сумму средств за расход воды и выдавать это вместе с нарядом для выполнения производственной задачи. Учет может осуществляться с помощью компьютерной сети.

Предприятиям, которые достигли успехов в результате осуществления водоохранных мероприятий по существенному снижению водопотребления и загрязнения естественных вод, должны предоставляться экономические льготы, суть которых заключается в перечислении в прибыль предприятия разовых и текущих компенсационных сумм. Экономическое регулирование рационального водопользования может осуществляться за счет дополнительных средств, которые формируются в результате штрафных санкций за недостаточную эффективную водоохранную деятельность предприятий.

Необходимо отметить, что существующие в данное время тарифы на воду еще недостаточно отображают ее действительную социальную и экономическую ценность. Постановлением Кабинета Министров №185 от 31.02 1995 г. плата за воду в 1995 г. была увеличена сравнительно с 1994 г. в 15 раз. Но существующие льготные коэффициенты привели к резкому отличию в плате за использование 1м3 воды по отраслям народного хозяйства, что не отвечает требованиям рационального природопользования. Плату за использование воды необходимо дифференцировать только по бассейнам рек, а отличие между отраслями будет закладываться в плату за загрязнение водных ресурсов, причем, это отличие будет отображать уровень водоохранной деятельности на предприятиях отрасли.

Содержимое вредных веществ в сточных водах зависит от количества веществ в сточных водах, в которые сбрасывают свои отходы предприятия.

Нефтеперерабатывающие заводы сбрасывают в сточные воды следующие отходы:

- загрязнение нефтью и нефтепродуктами от 150 мг/л до 15 г/л;

- взвешенные вещества до 300 мг/л;

- соли (хлоридами) —3-15 г/л;

- различные органические вещества;

Машиностроительные заводы сбрасывают в сточные воды следующие отходы:

- концентрация цианидов в сточных водах составляет 70-120 мг/л;

- хрома - 40-60 мг/л;

- кислот - 70-100 мг/л;

- масла и нефтепродуктов - 25-40 мг/л;

- взвешенные вещества 100-200 мг/л.

Наибольшую опасность для водных объектов представляют сточные воды машиностроительных предприятий, которые загрязнены кислотами, хромом, цинком, кобальтом, никелем и другими химическими веществами.

В водные объекты Украины ежегодно поступает до 250 тыс.т взвешенных веществ, свыше 5 млн.тон минеральных солей, свыше 8 тыс. тон фосфора, 50 тыс. тон азота, а также свыше 6тыс.т. нефтепродуктов и десятки тонн цинка, никеля, кобальта, меди, хрома и других металлов.

Трудными металлами более всего загрязнены донные отложения Запорожского водохранилища. Здесь же зарегистрировано наиболее высокое содержимое в донных отложениях водохранилища бассейна Днепра токсикантов органической и неорганической природы.

Загрязнение вод может быть: химическое, биологическое и тепловое. Химическое загрязнение - результат использования гербицидов и других пестицидов, особенно хлорорганических, которые постепенно, под действием кислорода превращаются в диоксиды. Они вызывают мутагенные, канцерогенные явления в организмах людей и животные. Их действующая концентрация – миллиардные доли грамма.

В соответствии с природоохранным законодательством запрещен сброс вредных веществ в водохранилища, если их концентрация превышает нормы ПДК. При нарушении этих норм взимается плата (штрафные санкции) за сброс и размещение загрязняющих веществ, которые попадают в водные источники. Экологической проблемой являются также современные моющие средства, биологическое, тепловое загрязнение. Таким образом, для предотвращения деградации водных систем, необходимо совершенствовать современные водосберегающие технологии в промышленном и сельскохозяйственном производствах, комплексно применять современные физические и химические процессы водоочистки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: