Система платного водопользования

Цены тарифов за нормативные потребление водных ресурсов должны дифференцироваться по бассейнам и участкам рек с учетом развития и размещения производительных сил регионов. Необходимо отметить, что бассейновый принцип управления водными ресурсами давно существует в развитых странах. Суть его довольно простая - платежи за водопользование (пусть даже частично) поступают на счет одной организации, которая полностью отвечает за состояние реки, например, Днепра и его водохранилищ. Такая организация должна иметь право устанавливать лимиты на водопользование, контролировать их соблюдение, осуществлять учет воды. Основой такой организации могло бы стать Днепровское водохозяйственное объединение при Госводхозяйстве, которое пока что в основном отвечает за состояние гидротехнических сооружений и водообеспечение. В случае предоставления соответствующих полномочий данная организация отвечала бы за состояние Днепра и его притоков, а также решала вопрос улучшения качества воды в реке.

Ставки штрафных платежей за сверхнормативное потребление воды, которое ведет к загрязнению и истощению природных ресурсов, необходимо устанавливать с учетом повышенных дополнительных затрат, необходимых для восстановления водных ресурсов и ликвидации или предотвращения отрицательных последствий нарушения нормативов водопользования. При этом необходимо установить такой размер платежей, который бы был больше дополнительной прибыли, полученной предприятиями от сверхнормативного потребления водных ресурсов. Имеет смысл ставку штрафного платежа устанавливать прогрессивной.

Целесообразно всем водопользователям устанавливать лимиты на водопользование и сумму средств за расход воды и выдавать это вместе с нарядом для выполнения производственной задачи. Учет может осуществляться с помощью компьютерной сети.

Предприятиям, которые достигли успехов в результате осуществления водоохранных мероприятий по существенному снижению водопотребления и загрязнения естественных вод, должны предоставляться экономические льготы, суть которых заключается в перечислении в прибыль предприятия разовых и текущих компенсационных сумм. Экономическое регулирование рационального водопользования может осуществляться за счет дополнительных средств, которые формируются в результате штрафных санкций за недостаточную эффективную водоохранную деятельность предприятий.

Необходимо отметить, что существующие в данное время тарифы на воду еще недостаточно отображают ее действительную социальную и экономическую ценность. Постановлением Кабинета Министров №185 от 31.02 1995 г. плата за воду в 1995 г. была увеличена сравнительно с 1994 г. в 15 раз. Но существующие льготные коэффициенты привели к резкому отличию в плате за использование 1м3 воды по отраслям народного хозяйства, что не отвечает требованиям рационального природопользования. Плату за использование воды необходимо дифференцировать только по бассейнам рек, а отличие между отраслями будет закладываться в плату за загрязнение водных ресурсов, причем, это отличие будет отображать уровень водоохранной деятельности на предприятиях отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: