Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения потребителю различных грузов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам.
Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене.
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность фун-кционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
|
|
На предприятиях используют различные виды транспортных средств:
· по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрицехового транспорта;
· в зависимости от режима работы — транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.);
· по направлениям движения — транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного перемещения (краны и др.);
· по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные;
· по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
1) Стратегическое планирование обновления транспортных средств.
2) Анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов).
3) Анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности.
4) Выбор и обоснование использования транспортных средств.
5) Расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства.
|
|
6) Составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали — их получатели).
7) Проектирование схем грузопотоков.
8) Оперативно-календарное планирование транспортных операций.
9) Диспетчирование работы транспорта предприятия.
10) Учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:
· углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;
· повышение уровня автоматизации производства и управления;
· сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
· совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
· анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение соответствующих мероприятий.
Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, по ступающих на предприятие, и готовой продукции. Эти функции складское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три показателя и являются собственно критериями функционирования складского хозяйства. В зависимости от объема работ склады могут быть
1) Общезаводские склады, которые в свою очередь подразделяются на:
· материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива, лесоматериалов);
· полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;
· производственные, обслуживающие производственный процесс;
· готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю;
· отходов и вторичного сырья;
· хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодеж-ды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т. п.
Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения. Так, материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям, с тем, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов. Склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам.
По своей конструкции склады бывают
1) Открытые.
2) Полуоткрытые.
3) Закрытые.
4) Специальные.
5) Цеховые склады, к которым относят
· материальные,
· промежуточные,
· склады готовых деталей,
· комплектовочные и специальные.
Организация складского хозяйства включает следующие работы:
1) Анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов.
2) Определение номенклатуры и типа складских помещений.
3) Разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство.
4) Разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений.
5) Организация учета и контроля движения материальных потоков через склады.
6) Организация выдачи и доставки грузов потребителям.
7) Анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение предложений по улучшению его работы.
Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же, что и для транспортного хозяйства.