Вариант оказания неотложной помощи.
Вариант оказания неотложной помощи.
Вариант оказания неотложной помощи
Если околоплодные воды зелёные, мутноватые (загрязнены меконием), то первичные
мероприятия начинают с отсасывания слизи сразу после рождения головки,
затем после рождения и перерезки пуповины помещают ребёнка под источник
лучистого тепла и, не обтирая его, вновь отсасывают содержимое ротовой полости
и носа.
Проводится ларингоскопия.
Затем ребёнка обтирают, убирают влажные пелёнки, проводят тактильную стимуляцию и через 30 секунд оценивают частоту и характер дыхания.
Если дыхание редкое, периодичное, то немедленно начинают ИВЛ под давлением
через масочку и мешок Амбу 100% кислородом в течение 30 секунд с частотой 40 – 60 нажатий в 1 минуту (1 раз в секунду).
Смотрим, поднимается ли грудная клетка, не пытается ли дышать сам.
Через 30 секунд оцениваем дыхание и чсс.
Если чсс 100 и более, а дыхание менее 30 в 1 минуту, то ещё 30 или 60 секунд
продолжаем ИВЛ, дожидаясь ритмичных дыхательных движений.
Затем оцениваем цвет кожных покровов.
Если наблюдается периферический цианоз, то ведём клиническое наблюдение, если -
центральный цианоз, то продолжаем ИВЛ через лицевую маску ещё 30 секунд после
этого вновь оцениваем дыхание, чсс, цвет кожи и при периферическом цианозе
прекращаем реанимационные мероприятия.
Если околоплодные воды светлые или чаще зелёные, проведённые первичные
реанимационные мероприятия в первые 30 секунд не дали эффекта (дыхание редкое
или отсутствует), срочно делаем ИВЛ 100% кислородом через мешок Амбу.
Если через 30 секунд дыхание улучшилось, но ещё остаётся редким, продолжаем ИВЛ ещё 30 секунд, затем подсчитываем чсс и, если она менее 80 ударов в 1 минуту, то это является показанием для непрямого массажа сердца (делаем 10 нажатий за 5 секунд).
ИВЛ в это время осуществляется через интубационную трубку.
Через 30 секунд вновь считаем чсс и, если она более 80 в 1 минуту и нарастает, то
непрямой массаж сердца прекращаем, а ИВЛ продолжаем ещё 30 секунд до достижения ритмичного дыхания и чсс более 100 в 1 минуту.
Если цвет кожи синюшный, то вновь продолжаем ИВЛ до появления периферического цианоза.
Если после первичных мероприятий в течение 30 секунд, ИВЛ и НМС, чсс остаётся менее 80, проводится медикаментозная терапия.
Её цели:
1. стимуляция сердечной деятельности
2. улучшение микроциркуляции в тканях
3. коррекция кислотно - щелочного равновесия
Препараты:
1. адреналина гидрохлорид - увеличивает силу сердечных сокращений и учащает
сердечные сокращения;
доза раствора 1:10 000 (ампула 0,1% раствора или раствора 1: 1000 разводится в 10 раз - 0,1 мл адреналина + 1 мл натрия хлорида) - 0,1 - 0,3 мл/кг веса в/в, эндотрахеально, через интубационную трубку струйно с 1 мл хлорида натрия.
Через 30 секунд после введения препарата чсс обычно достигает 100 ударов в 1 минуту и более, больше ничего не вводим.
Если чсс менее 100 ударов в 1 минуту, повторяем введение адреналина в той же дозе через 5минут.
2. восполнители объёма циркулирующей крови - вводятся через 30 секунд после
первой дозы адреналина и, если потери составляют 20% и более (сохраняется
бледность кожи, сердечный ритм хороший, но пульс слабого наполнения, АД не
увеличивается, а иногда уменьшается)
физраствор,
5% альбумин на физрастворе,
раствор Рингера в дозе 10 мл/кг в/в.
5% глюкоза водится только при гипогликемии.
3. для коррекции кислотно – щелочного равновесия, если нет эффекта от введения восполнителей ОЦК, вводим 4% раствор натрия гидрокарбоната в дозе 2 - 4 мл/кг в/в медленно за 2 - 3 минуты
4. налоксон гидрохлорид - вводится, если сохраняется нитевидный пульс, низкое АД, симптомы нарушения периферического кровообращения.
Дозы: ампулы 0,4 мг/1 мл - 0,25 мл/кг в/в струйно, ампулы 1 мг/1 мл - 0,1 мл/кг. Препарат является антагонистом наркотиков, корригирует депрессию дыхания. Действует в течение 1 - 4 часов.
5. допамин гидрохлорид (только по врачебному назначению) медленно, для подъёма АД, под контролем сердечного ритма каждые 30 секунд, уровня АД каждые 2 минуты.
Если в ближайшие 15 - 20 минут нет эффекта от терапии, нет сердечных сокращений, реанимационные мероприятия прекращают и ребёнка считают мёртвым;
у недоношенных с весом менее 1,5 кг - через 10 минут.
При эффекте от реанимационных мероприятий фиксируют данные по признакам шкалы Апгар.
Лекция №7
Питание – это обмен веществ.
Он включает в себя:
1. приём пищи
2. переваривание
3. усвоение питательных веществ
4. внутриклеточный обмен
Пищеварение - это процесс физико-химический, обеспечивающий расщепление
поступающих в организм сложных пищевых веществ на простые химические
соединения, способные всосаться в пищеварительном аппарате.
Расстройство питания может возникать остро или наблюдаться в течение длительного времени, что приводит к хроническому расстройству питания.
Редко ребёнок в возрасте до 1 года не переносит в той или иной степени расстройство
пищеварения (диспепсия) и питания.
Это обусловлено АФО пищеварительного тракта:
1. несовершенна функция пищеварительного тракта, пищеварительных желёз
пищеварительные соки имеют низкую кислотность
2. ферменты есть все, но функционально неполноценны
3. слизистая кишечника богата кровеносными сосудами и легко проницаема, продукты распада легко всасываются в кровеносное русло и быстро срывают процесс пищеварения
4. недостаточная зрелость нейрорегуляторной системы.
В основе диспептического процесса лежит несварение пищи, нарушение обработки её в пищеварительном аппарате.
Формы функциональных расстройств:
1. простая диспепсия, функциональное расстройство желудка, функциональная диспепсия
2. токсическая диспепсия или кишечный токсикоз с эксикозом
3. парентеральная диспепсия – возникающая на фоне какого - либо другого инфекционного заболевания
Простая диспепсия - это острое расстройство питания, при котором нарушается функция пищеварительного тракта в результате несоответствия между требованиями к составу пищи, к количеству пищи и возможностью переваривать эту пищу.
Чаще болеют дети, находящиеся на смешанном и искусственном вскармливании, но бывает и у детей на грудном вскармливании.
Причины:
1. алиментарные факторы
а) несоблюдение нормы разового и суточного количества пищи (перекорм) -
превышена граница выносливости ребёнка к пище
б) несоблюдение режима кормлений, наслоение одного кормления на другое
в) неправильное назначение прикорма сразу в большом объёме или наслоение одного прикорма на другой (не приучен полностью к первому, а вводят второй)
г) пища не по возрасту
д) одностороннее вскармливание, быстрый переход на искусственное питание
(пищеварительный аппарат маленького ребёнка приспособлен только к пище
определённого состава)
2. погрешности в уходе, перегревания
Особенно подвержены дети недоношенные, больные рахитом, дистрофией, ЭКД.
Предрасполагающие факторы:
1. перегревание ребёнка нарушает секреторную и двигательную функцию пищеварительного тракта
2. плохие санитарно - гигиенические условия, дефекты ухода создают угрозу инфицирования