Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.
Согласно Налоговому кодексу РФ под налогами понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Налоги выполняют следующие функции: фискальную, перераспределительную, регулирующую.
Фискальная функция состоит в сборе денег в казну.
Перераспределительная функция включает два этапа. На первом этапе производится изъятие средств; на втором – государство через систему своих расходов направляет собранные суммы на финансирование государственных программ, на обеспечение своих функций, таких как содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на экономику, расходы на социальные нужды.
|
|
Регулирующая функция выражается в том, что, манипулируя ставками налогов, и, предоставляя налоговые льготы, государство стимулирует развитие необходимых ему отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Для функционирования налоговой системы необходимо наличие контролирующих (налоговых) органов, субъектов (налогоплательщиков) и объектов (видов доходов, имущества или другой собственности, за которые взимается налог). Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков определяются государственным законодательством с установлением юридических прав и обязанностей каждого из них.
Субъектом налога является налогоплательщик. Плательщиками налогов могут быть юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги. Налогоплательщики должны встать на учет в инспекциях Министерства по налогам и сборам (ИМНС). Налоговые инспекции имеют статус юридического лица и ведут учет всех плательщиков налогов и сборов в бюджеты всех уровней, следят за своевременным представлением отчетов, балансов, справок, деклараций и т.д., проверяют достоверность и обоснованность объектов налогообложения, применяют при необходимости штрафные санкции.
Фактически налоговые службы исполняют роль посредников между предприятиями, гражданами и государственным бюджетом. Каждый налогоплательщик получает свидетельство о постановке на налоговый учет с присвоением ему идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП); ИНН и КПП указываются во всех бухгалтерских и налоговых документах; ИМНС обязаны осуществлять контрольные функции по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям любых организационно-правовых форм и видов собственности; российским и иностранным гражданам и лицам без гражданства в части уплаты ими предусмотренных законом налогов.
|
|
Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), выручка, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, стоимость определенных видов товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, расходы на рекламу и другие объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Объект налогообложения и его размер устанавливается на основе данных бухгалтерской или налоговой отчетности.
В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательными актами устанавливаются и определяются: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; налоговая база; налоговая ставка (норма налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется сумма налога; льготы по налогу.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.
В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.
Основные элементы налогообложения:
1) субъект налога – налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо;
2) объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог. Это заработная плата, прибыль предприятия, ценные бумаги, доход, земля и т.д.;
3) налоговый период;
4) налоговая база – сумма налога, взимаемого с одного объекта;
5) налоговая ставка, или норма налогообложения – размер налога, приходящегося на единицу обложения. Налоговая ставка выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;
6) порядок исчисления налога;
7) порядок и сроки уплаты налогов.
К элементам налога относятся также налоговые льготы, т.е. полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляются налоговым сертификатом – о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.
Роль налогов в обществе проявляется через следующие их основные функции:
1) фискальную, т.е обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов;
2) регулирующую, т.е. через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в т.ч. и на производственные процессы.
Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом. Это:
1) справедливость и равенство налогообложения;
2) эффективность налогообложения;
3) простота и доступность для исчисления.
В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:
1) всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
2) стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
|
|
3) равнонапряженностъ, т.е. платежеспособность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, чтобы относительная, нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
4) обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
5) социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно классифицировать в следующие группы.
По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:
1) прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности. Это налог на доходы с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль. Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.;
2) косвенные. При этом субъект налога и его носитель не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, работы, услуги. Так, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются менее заметным образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемые покупателем и поступающие в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
1) федеральные налоги и сборы. Перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
|
|
2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации – устанавливаются Налоговым кодексом РФ и республиканскими законодательными актами. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
3) местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общими и специальными:
1) общие налоги поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
2) специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации) и местного.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) НДС (налог на добавленную стоимость);
2) акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налоги на доход от капитала;
5) налог на доходы с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) таможенные пошлины и таможенные сборы;
9) налоги на пользование недрами;
10)налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11)лесной налог;
12)экологический налог.
К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся:
1) налоги на имущество организаций;
2) налоги на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налоги на игровой бизнес;
6) региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы:
1) земельный налог;
2) налог на имущество с физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование и дарение;
5) местные лицензионные сборы и др.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налогово-бюджетная политика – одно из главных направлений экономической политики. Часто вместо термина «налогово-бюджетный» используют его синоним - «фискальный».
Фискальная политика может быть двух видов – дискреционная, т.е. действующая по своему усмотрению и недискреционная.