Производительные и непроизводительные
Текущие и единовременные
Основные и накладные
Амортизационные отчисления
Отчисления на социальные нужды и социальное страхование
5) прочие затраты (командировочные, расходы на рекламу, на подготовку кадров и т.д.)
Такая классификация служит для задания по снижению себестоимости продукции, расчета потребности в оборотных средствах, расчета сметы затрат (плана по себестоимости), экономического обоснования инвестиций и т.д.
Для внутрипроизводственного планирования, выявление резервов снижения себестоимости, расчета цены на продукцию можно составить калькуляцию себестоимости по статьям:
1) заработная плата водителей и кондукторов автобусов
2) отчисления на социальное страхование
3) затраты на топливо
4) смазочные и прочие эксплуатационные материалы
5) износ и ремонт шин
6) затраты на ТО и ремонт
7) амортизация подвижного состава
8) общехозяйственные расходы
Кроме этих основных классификаций затраты можно разделить на следующие группы:
Основные связаны непосредственно с производством.
Накладные – общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Текущие – это расходы, имеющие частую периодичность.
Единовременные связаны с подготовкой и производством новых видов продукции.
Производительные – это затраты на производство продукции установленного качества.
Непроизводительные связаны с плохой организацией производства.
Постоянные – не меняются, в зависимости от объема производства (амортизация зданий и сооружений, аренда, общехозяйственные расходы).
Переменные изменяются пропорционально изменению объема производства (сырье и материалы, топливо, сдельная заработная плата и т.д.)
На АТП проводится систематическая работа по снижению себестоимости перевозок. Основными путями снижения себестоимости является:
1) повышение производительности ходового автомобильного парка и его технической готовности. По грузовым перевозкам наибольший эффект дает повышение коэффициента использования грузоподъемности и коэффициента использования пробега (γ, β), т.к. пропорционально увеличивается транспортная продукция на 1 км пробега.
По автомобильным перевозкам – это повышение эксплуатационной скорости, коэффициента использования пробега и коэффициента использования вместимости (β, γ).
Техническая готовность парка позволяет увеличить коэффициент выпуска автомобилей на линию (α в), что способствует увеличению часов работы автомобилей и росту пробега.
2) снижение материальных затрат на содержание автопарков по статьям переменных затрат. Например: расходы топлива снижаются за счет улучшения технического состояния подвижного состава, регулировки приборов, применения дифференцированных норм расхода топлива, а также в результате улучшения учета за его раздачей.
3) совершенствование организации и оплаты труда рабочим
4) уменьшение накладных расходов
Задача № 31.
Составить смету затрат, используя следующие данные:
1) сырье и основные материалы – 4000 тыс.руб.
2) вспомогательные материалы – 240 тыс.руб.
3) топливо со стороны – 100 тыс.руб.
4) энергия – 60 тыс.руб.
5) заработная плата – 2100 тыс.руб.
6) отчисления на социальное страхование – 161 тыс.руб.
7) амортизация – 175 тыс.руб.
8) прочие расходы – 90 тыс.руб.
Решение:
Материальные затраты: 4000+240+100+60 = 4400 (тыс.руб.)
Затраты на оплату труда: 2100 (тыс.руб.)
Отчисления на социальные нужды и социальное страхование:
161 (тыс.руб.)
Амортизационные отчисления: 175 (тыс.руб.)
Прочие затраты: 90 (тыс.руб.)
Все затраты: 4400+2100+161+175+90 = 6926 (тыс.руб.)
Задача № 32.
Составить смету затрат на производство и калькуляцию на изделие.
Годовая программа выпуска – 1800 (шт)
Затраты на основные материалы – 1000 руб./шт
Возвратные отходы – 50 руб./шт
Топливо – 40000 руб.
Энергия – 75000 руб.
Прочие расходы – 700 тыс.руб.
Отчисления на социальное страхование – 27,1%
Стоимость основных средств – 2000000 руб.
Норма амортизации – 10%
Цеховые расходы – 120% от заработной платы
Общехозяйственные расходы – 150% от заработной платы
Внепроизводственные расходы – 2% от производственной себестоимости
Тарифная ставка 5 разряда – 50 руб./ч
Трудоемкость изготовления – 4000 нормачасов
Решение:
Основные материалы: 1800*1000 = 1800000 (руб.) = 1800 (тыс.руб.)
Возвратные отходы: 50*1800 = 90 (тыс.руб.)
Заработная плата: 50*4000 = 200 (тыс.руб.)
Отчисления на социальные нужды: 200*0,271 = 54,2 (тыс.руб.)
Амортизационные отчисления: 2000000*10% = 200000 (руб.)
Цеховые расходы: 1,2*200000 = 240000 (руб.)
Общехозяйственные расходы: 1,5*200000 = 300000 (руб.)
Производственная себестоимость: 240000+300000 = 540000 (руб.)
Внепроизводственные расходы: 0,02*540000 = 10800 (руб.)
Полная себестоимость: 540000+10800 = 550800 (руб.)
Прочие расходы: 700000 (руб.)
Материальные затраты: 1800000+90000+550800+40000+75000 = 2555800 (руб.)
Калькуляция на изделие: 3710000/1800 = 2061,1 (руб.)
Ответ: 2061,1 руб.
Цена как экономическая категория.
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара.
Цена как экономическая категория выполняет ряд функций:
1) учетная функция. Она отражает общественно-необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции.
2) распределительная. Она состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену налогов, которые являются источником формирования различных фондов.
3) функция сбалансирования спроса и предложения. Выражается в том, что через цену осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением.
4) функция цены, как средства рационального размещения производства. Проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капитала в секторы экономики с более высокой нормой прибыли.
5) стимулирующая. Она проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции.