I. Понятия фирмы и предпринимательства. Виды предпринимательства.
II. Основные формы организации бизнеса
I. Понятия фирмы и предпринимательства. Виды предпринимательства.
Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и объединений направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под имущественную ответственность.
Признаки предпринимательства:
1) Риск
2) Инициатива
3) Предприимчивость
4) Самостоятельность
5) Ответственность
6) Активный поиск
Субъекты предпринимательства:
1) Частные лица
2) Акционерные общества
3) Кооперативы
4) Государство
Объекты предпринимательства:
1) Любые виды хозяйственной деятельности
2) Коммерческое посредничество
3) Торгово-закупочная деятельность
4) Инновационная деятельность
5) Консультационная деятельность
6) Операции с ценными бумагами
В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:
Производственное предпринимательство - осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей.
|
|
Коммерческое предпринимательство - состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, и не связано с производством продукции.
Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого предпринимательства, объектом купли/продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство – это деятельность, соединяющая заинтересованные во взаимной сделке стороны.
Страховое предпринимательство – форма финансового предпринимательства. Прибылью являются страховые взносы.
Предпринимательская деятельность может быть связана с любой формой собственности.
Риск – ситуация, в которой знание вероятности каждого возможного исхода все же не позволяет точно предсказать конечный результат.
Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом или планом.
Виды рисков:
1) Производственный риск
2) Коммерческий риск
3) Финансовый риск
4) Кредитный риск
5) Процентный риск
II. Основные формы организации бизнеса
В зависимости от размеров предпринимательства различают малый, средний и крупный бизнес.
Типичная форма малого бизнеса (но не основная) это Франчайзинг и венчурное предпринимательство.
Франчайзинг – контракт на право пользованием фабричной маркой крупной компании и на разрешение деятельности данной фирмы на определенной территории и в определенной сфере. Такие фирмы имеют льготы в виде скидок на цены, помощи доставки товаров, приобретения оборудования, кредитов и т.д.
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся проведением научных исследований.
|
|
Средний бизнес - играет менее заметную роль, в отличие от малого. Он не очень устойчив, поскольку ему приходиться конкурировать и с крупным, и с малым предпринимательством. В результате он перерастает либо в крупный, либо перестает существовать. Исключения бывают в том случае, если фирма выпускает специфическую продукцию, которую не выпускает никто
Крупный бизнес – отличается наибольшей прочностью, в отличие от малого и среднего.
Согласно гражданскому кодексу РФ все организации делятся:
Коммерческие организации – организации, основная цель которых, извлечение прибыли.
Некоммерческие организации – организации, у которых нет такой цели.
Коммерческие фирмы могут создаваться в виде хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества - существуют формы полного товарищества, товарищество на вере (коммандитное товарищество), открытое или закрытое акционерные общества, общество с ограниченной ответственностью.
Полное товарищество – объединение двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью …. Члены которого участвуют в делах товарищества лично, и несут полную материальную ответственность не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.
Товарищество на вере – объединение двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности. Объединение, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как свои вкладом, так и всем имуществом, а другие (коммандисты/вкладчики) отвечают только своим вкладом.
ОАО – объединение двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности. Объединение, капитал которого, формируется за счет продажи акций в форме открытой подписки.
ЗАО – акционерная компания, акции которой реализуются только ее работникам и не могут быть проданы посторонним лицам без согласия других акционеров.
ООО – акционерное общество, уставной фонд которого образуется за счет вкладов учредителей несущих ответственность по обязательствам ____________
Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т.д.
Тема №11: Издержки производства. Элита прибыли
I. Издержки производства и их классификации
II. Понятие элиты прибыли. Доходы. Норма прибыли.
I. Издержки производства и их классификации
Издержки рассматриваются, прежде всего, как ценность израсходованных ресурсов, фактически ценных. С другой стороны рассматриваются как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов.
Издержки – денежное выражение использования производственных ресурсов для осуществления выпуска и реализации продукции, или оплата приобретенных факторов производства.
Издержки классифицируются по различным критериям.
По методу оценки затрат:
1) Бухгалтерские издержки (явные издержки) – все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренды помещения и т.д.
2) Альтернативные издержки (неявные издержки) – альтернативная стоимость ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения.
Экономические издержки = Явные издержки + Неявные издержки.
По способу отнесения на себестоимость отдельного товара.
1) Прямые издержки – непосредственно относятся к товару/услуге, включаются в себестоимость единицы товара (издержки на сырье и материалы, используемые при производстве и реализации товара, сдельная заработная плата рабочих, занятых производством товара, расходы на упаковку, маркировку товара).
|
|
2) Косвенные издержки – издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаров. Они относятся к фирме в целом (расходы на содержание административного аппарата, транспортные расходы, арендную плату, проценты за кредит). При отнесении косвенных издержек на себестоимость товара требуется их распределения между отдельными товарами.
В зависимости от влияния на них изменения объемов производства издержки делятся на:
1) Постоянные издержки – FC (fix cost) не меняются при изменении объема производства. К ним относятся – амортизация основного капитала (машины и оборудование, здания и сооружения – основной капитал), затраты на оплату труда управленческого персонала, капитальный ремонт, арендная плата и т.д.
2) Переменные издержки – VC (variable cost) изменяются в зависимости от изменения масштабов деятельности, т.е. возрастают с ростом объемов производства и уменьшаются при его сокращении (сырье, материалы, электроэнергия, оплата труда).
Основные показатели издержек.
Валовые (общие) издержки. Обозначение ТС (total cost) = FC + VC.
Средние издержки – АС (average cost) издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара.
Различают:
1) Средние постоянные издержки – AFC. AFC = TFC/Q.
2) Средние переменные издержки – AVC. AVC = TVC/Q.
3) Средние валовые издержки – ATC(AC). ATC = AFC + AVC = TC/Q.
Предельные издержки MC (marginal cost) дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. MC = ∆ТС /∆Q = ∆VC/∆Q.
|
Точка безубыточности – такие выручка и объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль.
II. Понятие элиты прибыли. Доходы. Норма прибыли.
Прибыль – доход от всех факторов производства (рента, процент от капитала, заработная плата).
Прибыль – вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований (инноваций).
Прибыль – плата за риск и неопределенность.
Валовой (общий) доход – TR – выручка от реализации всей продукции. TR = Q* P*.
|
|
Средний доход – AR – доход на единицу проданной продукции. AR = TR/Q.
Предельный доход – MR – дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции. MR = дельта TR/ дельта Q = d(Q*P*)/dQ = Q*P*/dQ = P*
Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой фирмы и явными издержками.
Экономическая прибыль – разница между общей выручкой фирмы и всеми (явными и неявными) издержками.
Если общий доход фирмы равен ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается нулевой (нормальной).
Норма прибыли – отношение прибыли к издержкам производства, выраженная в процентах.