Патриархальная община

Родоплеменная община

Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе

1. Община (сначала родоплеменная, затем патриархально-семейная) име­ла общий культ, была основана на принципе самоуправления. Перво­бытный человек родоплеменной общины отождествлял свою личность с обществом, подчинялся коллективной нравственности.

В ходе исторического развития биологические формы деятельности (по­ведение, обусловленное инстинктами) начали подчиняться социальным закономерностям и моральной регуляции. От членов общины требова­лись:

• объединение усилий (коллективный труд);

• взаимопонимание и взаимопомощь (круговая порука и пр.);

• ограничение биологических инстинктов, мешающих жизни и труду об­щины (пищевые, сексуальные и другие табу). Выполнение табу являлось одновременно социальным и моральным требованием.

Требования морали в первобытном обществе:

• носили обязательный и всеобщий характер;

• были закреплены в обычаях, традициях, правилах;

• выражали интересы общества в целом (не учитывая интересов отдель­ных людей).

Были определены такие понятия, как долг, стыд, подчинение старшим и т. д. Нравственные понятия и традиции передавались последующим

поколениям посредством коллективного труда, специальных обрядов, ритуалов (инициация и т. п.).

Этические нормы родовых племен распространялись только на членов общины (например, убийство чужака не осуждалось), распространя­лись на всех членов общины в равной мере.

Человек первобытного общества одухотворял силы природы, растений, животных и распространял на них моральные требования.

Моральное регулирование общества осуществлялось при помощи-

• табу;

- традиций, обычаев, ритуалов;

• коллективной трудовой деятельности. Особенности взаимоотношений в общине:

• моральное равенство всех членов;

• тождественность личных и коллективных интересов;

• община задает людям стереотипы поведения (это создает комфорт в общине, сводит возможность нарушения норм к минимуму);

• общественное мнение оценивает каждый поступок каждого члена об­щины.

2. Территориальная община объединяет множествопатриархальных семей, которые:

• самостоятельно обрабатывают свой земельный надел;

• являются совладельцами коллективной собственности (пастбищ, реч­ных пойм, дорог и т. п.);

• участвуют в коллективных обсуждениях общих проблем (сходки, вече и пр.).

В ходе развития общества формируются моральные заповеди, выполне­ние которых не обязательно (у человека появляется право выбора). По­ловозрастное разделение труда создает основу для осознания собствен­ного "я" человека, выделения индивида из коллектива. Появляются нарушения норм нравственности, связанные с социальным неравен­ством (вызванным повышением производительности труда).

Простейшие нормы нравственности, выработанные в общинах, объеди­няющих патриархальные семьи:

• почитание отца (главы семьи) и старших;

- покровительственное отношение к младшим, слабым;

• патриотизм;

• культ предков, принадлежности к роду;

• уважение к умершим;

• коллективизм и т. д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: