Система ценностей, задающих смысл жизни

Вопрос 15. Счастье. Смысл жизни

1. Условия достижения счастья

2. Счастье и смысл жизни

1. Условия достижения счастья определяются объективными условия индивидуальными особенностями личности. Можно выделить условия счастья сущностные, вечные, и индивидуальные (в ценностной ориентации индивида), которые подвержены изменениям с течением времени.

Условие счастья, значимое для большинства людей, - yдoвлemвopение материальных потребностей. Для людей значимы материальное благополучие и комфортность жизни. Эти условия являются предпосылками положительной (в целом) оценки человеком своей жизни.

В истории этической мысли существовало противоположное отношение к материальному благополучию - принцип аскетизма, который предписывает отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний и пр.

Принцип аскетизма провозглашает приоритет духовных ценностей, абсолютизацию духовного за счет отказа от материального (и физического). Удовлетворение материальных и физических потребностей должно быть не самоцелью, а подчинено более высоким ценностям.

Самореализация личности, раскрытие духовного потенциала человека является одним из условий счастья. Положительной ценностью, важной для самореализации личности, является общение с людьми, дружба.

Общение является средством:

* нравственного и интеллектуального развития человека;

* расширения возможностей реализации человека;

* приобщения к ценностным ориентирам других людей.

Общение должно быть количественно ограничено. Его устанавливает человек. Слишком большое количество контактов придает общению поверхностный, необязательный характер, искажает моральное содержание общения. В этом случае общение выступает как отрицатель ценность.

Искажение морального содержания общения происходит и в случае, когда оно навязано человеку.

Общение должно быть избирательно, основано на взаимопонимании людей, их духовной и эмоциональной общности.

Условием позитивного, продуктивного общения является развитие индивидуальности человека. Оно способствует повышению интереса к человеку, заинтересованности людей в общении с ним. Позитивное об­щение подразумевает бескорыстное отношение людей друг к другу.

В бескорыстном общении утверждается нравственная ценность каждого участника общения. Использование другого человека как средства дос­тижения эгоистических целей извращает общение, придает ему нега­тивный характер.

На характер общения большое влияние оказывают особенности личнос­ти - психологические и нравственные. Самосовершенствование, мо­ральное творчество человека повышают качество общения, способству­ют достижению счастья.

2. Счастье и смысл жизни. Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла. Проблема потери человеком смыс­ла жизни была рассмотрена во многих философских и психологических учениях.

В. Франк(л)? в работе "Человек в поисках смысла" утверждал, что утрата смысла жизни не зависит от материального и социального положения человека, сопровождается депрессией. В благополучном обществе удов­летворение материальных потребностей не приносит человеку чувства обретения смысла жизни.

В. Франк трактовал смысл жизни как "духовный объект", к которому стремится душа человека. Это стремление является жизненно важной ценностью и связано со значимыми целями и ценностями.

В неблагоприятных условиях (утраты, болезни и т. п.) осознание смысла жизни помогает человеку выжить, обрести психологическое равнове­сие. " У кого есть "зачем жить", может выдержать почти любое "как" (Ф. Ницше).

Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной ситуации.

Человек должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (бесполезна). Смысл жизни не создается, но обретается. Человек:

* связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыс­лы, циркулирующие в культуре;

* обретает смысл свободным волеизъявлением, личным выбором;

* несет ответственность за избранный смысл и практическую деятель­ность, вытекающую из него.

Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа. Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но:

* смысл жизни является обязательным условием счастья;

• смысл жизни может присутствовать в жизни человека даже в сам неблагоприятных обстоятельствах (при отсутствии счастья).

3. Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей:

* трансцендентные ценности - представления о:

* Боге;

* абсолютных принципах, лежащих в основе мироздания;

* системе моральных абсолютов.

Эти ценности позволяют человеку осмыслить смерть, придать ей смысл. Они объединяют общество, составляют идеологическую систему, влияют на эмоции людей, связанные с религией (в СССР трансцендентные ценности были заменены верой в победу коммунизма);

* соииально-культурные ценности:

* политические идеалы;

* история страны;

* культура страны;

* государственные границы;

* традиции, язык и др.

Человек может видеть смысл жизни в служении родине, делу демократии и т. п.;

* ценности личной жизни человека - содержат представления о здоровье, успехе, любви и пр. Они исторически изменчивы.

В иерархическом или тоталитарном обществе высшие ценности предписываются индивиду, прочно усваиваются людьми, воспринимаются ими как собственные.

В демократическом обществе существует свобода выбора личных ценностей, но утрачиваются ценности, объединяющие людей. Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

целеустремленностью (наличием целей);

* сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми;

* интересом к другим людям, чувством единения с ними;

* принятием существующего миропорядка, признанием его как благ;

· осознанием своего места в мире, своего призвания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: