Общие характеристики периода:
1. Рождение Библии как единой священной книги христианства: Ветхий Завет - 46 книг с 1300 до 1100г до н э; Новый Завет - 27 книг, 1 век н э, в 5 векк была переведена на латинский язык. Латинский язык стал единым языком для западноевропейских народов
2. Гибель Римской империи, формирование христианской церкви
3. Воздействие Греческой культуры на христианство
4. Политическое и духовное господство западной церкви,
На протяжении средневековья социальное и мировоззренческое господство церкви определило зависимое положение философии.
Философские проблемы средневековья.
1. Доказательство бытия божия
2. Соотношение разума и веры, науки и религии
3. Проблема сущности и существования
4. Борьба между номинализмом и реализмом. Номинализм и реализм дискутируют по вопросу соотношения общего и единичного. Согласно номинализму (номино -имя), существует лишь единичные конкретно чувственные вещи. Общее же есть всего лишь название группы сходных предметов. (Таня, Галя - девочки). Согласно реализму, существует лишь общее и оно носит идеальный характер, конкретно чувственные вещи есть лишь проявление общего как идеального. Основа этого - платонизм. Догмы христианства: Основные идеи и принципы:
1. Бог есть абсолютная личность, он из ничего сотворил все, всезнающий вечен, любит сотворенное и управляет им.
3. Триединство бога отца, бога сына и бога святого духа
4. Бог и человек - нераздельны в лице Иисуса Христа
5. Душа человека есть образ Бога, вера - основа истинной любви
6. Развит е христианской церкви приведет человечество к спасению
Философствование понималось как истолковывание священных текстов.
Философия делится на 2 периода:
- патристика (1-6 века), от слова патр - отец. Отцы церкви стремились раскрыть смысл библейского послания, подлинные тексты отделить от неподлинных, установить истинные значения ключевых положений битвы. Представитель: Аврелий Августин, Блаженный - сформулировал основные принципы христианства: Бог есть бытие, истина и любовь. 3 доказательства Бога: черты совершенства мира есть следствие Бога как абсолютной красоты; если разум человека признает бога, значит - он есть; мир являет разные ступени блага, следовательно высшее благо - Бог.
Время сотворено Богом для души человека. Сам Бог пребывает не во времени, а в вечности. Августин подразделяет материю на 2 части: духовную и телесную. На основе первой оформляется души, на основе второй - тело. Таким образом, и душа, и тело созданы Богом. Душа существует в теле и имеет главенствующее отношение к телу. Она не томится в нем, а хочет просветлить и возвысить. История есть противоборство града небесного с градом земным (потомки Авеля - небесный, потомки Каина - земной). Основные труды - "исповеди о граде божьем". В познании истины вера выступает в союзе с разумом. Вера должна направлять разум. Согласно Августину, философия может быть разделена на 2 части: истинная философия (теология) - учит любви к Богу, этическая - "что есть благо для человека?"
Скаластика (11-15в) - поздний этап развития средневековой философии. В раннем средневековье существовало 3 типа школ:
1. Монастырские при аббатствах
2. Епископальные при соборах
3. Придворные школы
Но в конце 12 века возникают университеты. Первый Саргона, затем Оксфорд. В университетах происходит разделение на теологический факультет и факультет искусств. В период схоластики философия занимается логическим обоснованием основных догматов христианства. Представитель - Фома Оквинский, 1221-74. Основной труд - сумма теологий.
1, Боги, бытие (существование) совпадает с сущностью. Мир же лишь обладает бытием (существованием).
2, Фома привел пять доказательств бытия бога:
-доказательство от движения (все вещи движутся, переходят из потенциального состояния в действительное, перводвигатель - Бог)
-действующая причина (в мире вещей что-то одно является следствием, другой причиной; цепь причин и следствий не может уйти в бесконечность; первопричиной является бог.
-путь возможности (все вещи случайны, они могут быть, а могут и не быть. Они имеют необходимость не в себе, а в чем-то другом - это Бог)
-путь степеней совершенства (все существа отличаются большей или меньшей степенью добра и красоты --> высшее совершенство - Бог)
-финализм (любая вещь стремится раскрыть заложенное в ней совершенство, достигнуть финального смысла --> это предусмотрено Богом)
Человек представляет собой союз веры, разума и чувств
Возрождения (ренессанс)
Конец 14-16в
Возрождение возникло в Италии, в среде ученых и художников. Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелин, Томазо Компанелло ("Город солнц"), Томас Мор "Утопия". Философы - Николай Кузанский, Мишель Монтель
Возрождения формируется на основе изменений, затрагивающих все сферы обществаЛ: становление мануфактур, развитие торговли, появление новых классов, падение авторитета церкви, рост значения естесственных наук. Возрождение = возрождение античности. Основное направление - гуманизм, признает ценность человека как личности, право на свободу, счастье, самореализацию.