Принципы финансового права. Финансово-правовые нормы, финансовые правоотношения

19.02.2011

Общая и особенная части

Общая – принципы, методы, формы образования фондов, финансовый контроль.

Особенная – бюджетное право, налоговое право, банковское право (не ГП, напр., статус ЦБ), эмиссионное право, публичное страхование.

Общего кодекса нет, но он и не нужен

Список литературы:

- любой учебники по фп

- 1998, док. дис. Карасевой «Финансовые правоотношения»

- Поль Мари Годмэ «Финансовое право», М., 1972

- Рукавишникова И.В. «Метод фп», М., 2004

Принципы ФП – это основные начала или идеи, отражающие специфику регулирования данной сферы общественных правоотношений; концентрированное выражение рациональных начал в той или иной сфере общественных отношений.

Признаки:

1) социальная, культурная, историческая обусловленность

2) юридический характер - правовое закрепление (прямое или опосредованное закрепление в НПА)

3) являются ориентиром для законодателя

4) значимы для толкования финансового законодательства

5) могут быть почерпнуты из правовой позиции КС РФ

Виды:

1. Принцип приоритета представительных органов власти

- выработан историей

- парламент – орган, который по идее представляет народ

- именно народ через парламент должен контролировать публичные финансы

- источники казны устанавливаются только законом, налоги устанавливаются только законом так же

- исполнительная власть не вправе устанавливать налоги и сборы

- бюджет вотируется парламентом

- Счетная палата – орган финансового контроля парламента, финансовые полномочия парламента один из ключевых моментов системы разделения властей; через финансы можно влиять на исполнительную власть и контролировать ее

2. Принцип законности

- соответствие фин. деятельности государства правовым предписаниям

- предполагает урегулированность как материально-правовых аспектов, так и процессуальной финансовой деятельности государства

- должен пониматься широко, не догматически, законность должна быть правовой

3. Принцип федерализма

- ни один в государстве должен быть бюджет, а много

- любой уровень публичного управления должен быть обеспечен денежными средствами

- нужно понимать широко; Европейская хартия МСУ: достаточные бюджетные источники МСУ должны быть, но у нас этого нет, РФ все налоги фактически забрала

- должно быть равноправие субъектов соответствующего уровня


РФ. Система бюджетов. Швейцария. Система бюджетов (более оптимальная система)

4. Принцип плановости

- публичные финансы по своей сущности требуют организации в виде планов

- они существуют помимо бумажной материальной формы в цифровом выражении (идеальная форма - цифровая, это связано с плановостью: сколько потратите и приобретете)

- плановость связана с планомерностью

- принцип возник не сразу; плановость окончательно закрепилась после дифференциации финансов между субъектами

5. Принцип единства финансовой политики и денежной системы

- по КРФ финансовая политика регулируется РФ, включает в себя систему налогов, запрещает существование внутренних таможенных пошлин

**Осокин «Внутренние таможенные пошлины России», 1848: втп существовали на границах губерний, были таможенные посты =>не формировался внутренний рынок => деградация мануфактурных фабрик)

**

- единство системы финансового контроля (почти весь контроль у нас федеральный)

- единство денежной системы (ЦБ регулирует)

6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства (дискуссионный принцип)

- аргументируется тем, что существует правовой императив о приоритете прав человека, соответственно, государство – инструмент защиты и реализации прав человека. Государство как институт социальный не обладает собственной ценностью. Сильное государство – это эффективное государство. Все это тесно связано с финансовой деятельностью. Права человека - это не просто гуманистические декларации, ценность прав человека не просто абстракция, все зависит от того, насколько они защищены и обеспечены, от этого выигрывает государство, это мощное конкурентное преимущество.

- выражается в том, что финансовая деятельность государства должна иметь социальную направленность: социальная защита малообеспеченных слоев населения; предоставление общественных социальных стандартов в сфере образования и медицины

7. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых правоотношений (Щекин не согласен)

- должен быть баланс, а не приоритет (вытекает даже из м/н документов)

- публичный интерес – это не государственный интерес!

- пуб. интерес – это интерес общественный, получивший закрепление в законе. А у государства своих интересов быть не должно! Но государство не всегда реализует общественный интерес, оно может осуществлять интерес одного человека (тирания), или группы лиц (авторитаризм). Частные интересы есть. Есть третьи группы интересов, которые вмешиваются в два интереса (гибриды интересов).

8. Принцип гласности

- подчиненность государства обществу, контроль населения над государством => прозрачность государства

- чем более прозрачно действует государство, тем оно более эффективно. Существуют, правда, узкие сферы, где есть секретность (например, разведка).

Наше государство за последние 10 лет совершило рывок назад в плане информационной закрытости. У нас ПДФ во многом закрыты, чем ранее. Должна быть концепция электронного правительства (реализована в Эстонии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: