Доходы и расходы бюджетов

2.04

Бюджет

26.03.

Аудит

19.03.

12.03.2011

Проблема объективности сбора информации при фк

- могут быть злоупотребления

- лучше – предусмотреть в законодательстве систему гарантий:

а) ст. 82 НК РФ – не допускается сбор информации в нарушении законодательства РФ

б) участие понятых

в) эксперт должен быть независим

- у проверяемого лица есть право ставить эксперту свои вопросы

Проблема обеспечительных механизмов при сборе доказательств

- подконтрольный субъект не всегда заинтересован в предоставлении информации, поэтому нужно создавать механизмы принуждения – выемка документов, блокировка счетов, привлечение для физической защиты правоохранительных органов, установление мер отв-ти за непредоставление документов и информации

- расчет сумм налогов по аналогии

Проблема процессуальных гарантий при рассмотрении результатов контрольных мероприятий

- оформление акта проверки

- у проверяемого субъекта должно быть право на возражения, подготовку собственного документа

- акт возражений должен быть рассмотрен контролирующим органом (другим, вышестоящим должностным лицом) + право апелляции

Счетная Палата РФ

www.ach.gov.ru

ФЗ РФ «О СП РФ» от 1101.1995 №4-ФЗ

Закон г. Москвы от 30.06.2010 №30 «О Контрольно-счетной палате Москвы»

Погосян Н.Д. «Счетная палата РФ», 1998

Степашин С.В. «Конституционный аудит», 2006

*Паркинсон С.Л. «Законы Паркинсона»

Место СП в системе фк и ее задачи

С 2000-2010 – 505 528 контрольных мероприятий; нарушений – 1,8 трлн. рублей; за 2010 – 483 млрд. рублей; возбуждено 1170 уголовных дел; 4000 представлений по устранению нарушений законодательства.

Отчеты СП направляются в Федеральное собрание.

**проверка Транснефти; в отношении субъектов РФ, которые предоставляли льготы (например, Алтайский край, Республика Калмыкия)

Аналогичные органы есть в других странах – высшие органы фк, они в наибольшей степени независимы, им придается конституционный статус. В Германии и Австрии – также, в Бразилии – Счетный трибунал, в Италии – Счетный суд, в США – Ген. счетное управление, в Китае – Высшее учреждение ревизии счетов, в Малайзии – Счетный аудитор.

СП тяготеет к Парламенту, но при этом обладает собственной организационной и функциональной независимостью (ст.1 закона «о СП РФ»). К-с палата г. Москвы – орган внешнего фк, учреждаемый Московской городской думой.

*В литературе есть предложение распространить фк на регионы. Щекин против – пусть у них будут свои местные органы.

Задачи:

- основная – контроль за федеральным бюджетом и федеральными гос. внебюджетными фондами

1) контрольная

- контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, определение эффективности и целесообразности расходов гос. средств и использование федеральной собственности

- контроль за ЦБ РФ (законностью движения средств)

2) аналитическая

- оценка доходных и расходных статей федерального бюджета на предмет их обоснованности

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходование средств

- анализ выявленных отклонений в ходе бюджетного процесса (недофинансирование, недобор налогов)

3) информирование Парламента о ходе исполнения федерального бюджета и о проводимом фк

Принципы осуществления фк СП

1. законности

2. объективности

3. независимости

4. гласности

- отчеты СП публикуются на сайте СП

Порядок формирования СП

- обеспечивается принцип независимости

- принцип: председатель, зам. и аудиторы назначаются Парламентом по представлению Президента, кандидатуры вносят из Парламента

- срок избрания – 6 лет

- гарантии независимости: председатель, заместитель, аудиторы подают сведения о своих доходах и о своем имуществе; для них установлены и ограничения (в законе)

- Коллегия СП (ст. 7) – все собираются и обсуждают отчеты примерно 1 раз в месяц; потом документы идут в Парламент и на сайт

Полномочия СП

- по 12 ст. круг полномочий ограничен определенными подконтрольными субъектами (СП проверяет только с учетом основной своей задачи – органы гос. власти, учреждения, гос. внебюджетные фонды, гос. компании и гос. корпорации; субъекты и омс, если они получают дотации; другие органы – если они получают гос. средства или используют налоговые/таможенные льготы)

- форма проверки – ревизия, потом формируется отчет; СП может запрашивать информацию, документы, может производить выемку (определенные случаи в законе, ст.26)

- документы: представление СП (при выявлении нарушений пишет письмо - представление); предписание СП (требование по устранению нарушений)

- если несколько раз не реагировать – СП выступает с инициативой по блокировке счетов

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696

Учебник: Шеремет А.Д. «Аудит»

Понятие аудита и принципы аудита

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Основная идея – существует независимое лицо, которое на началах профессионализма проверяет цифры в отчетности. Ориентирован аудит на интересы внешних пользователей бухгалтерской отчетности (акционеры, гос. органы, компании и т.д.).

В Средние века – контрагенты, вступая во взаимоотношения с купцом, просили лицо удостоверить имущественное положение лица по торговым бухгалтерским книгам. К 19 веку, когда стали появляться публичные компании, аудит получил мощный импульс, который привел его к современному состоянию, сами акционеры стали пользоваться отчетностью. Рынок аудита составляет сотни млрд. долларов в мировой экономике.

Лидирует на рынке BIG4. Мнение аудитора из четверки квалифицировано по стандартам деятельности многими крупными компаниями.

**Если аудитор заверил отчетность, а она оказалась недостоверной – иск другие пользователи могут подать (Щекин).

Организациям предписано обязательно проходить аудит, они должны заключать договор с аудиторами и платить им за проверки.

Аудит – это финансовый контроль, т.к. здесь воплощен публичный интерес (императивность) третьих лиц.

Принципы:

1) независимость

2) честность

3) объективность

4) профессиональная компетентность и добросовестность

- есть проблема сдерживания издержек в аудите (продать услуги дешевле, рынок конкурентный)

5) конфиденциальность

- аудиторская тайна (ст.9 ФЗ) – любые сведения, полученные аудитором, не подлежат разглашению и не могут быть истребованы у аудитора

- гарантии (ст.82 НК, например)

6) профессиональное поведение

- кодекс этики

По ст.5 есть обязательный аудит и перечислены компании, которые подлежат ему (и он тоже платный):

- по организационно правовой форме (ОАО)

- по наличию специального статуса (банки, страховые организации, негос. пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ЦБ, залистингованные компании)

- по величине бизнеса (оборот – 400 млн рублей или сумма активов больше 60 млн рублей)

Есть и инициативный аудит (ООО).

Требования к аудиторам и аудиторским организациям

АО – коммерческие организации, создаются в форме ООО. Имеют специальную правосубъектность – только аудит и сопутствующие услуги: консультирование по правовым вопросам, связанным с их основной деятельностью; оценочная деятельность; управленческий консалтинг; обучение по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью; ведение и восстановление бухгалтерского учета; право проводить разработку инвестиционных проектов; ведут судебные процессы (но надо разводить с аудитом).

Отмена лицензирования АО с 2010г. и установление принципа членства в саморегулируемых организациях.

АО вправе осуществлять деятельность, только если она член саморегулирующейся организации аудиторов. СОА ведет реестр, разрабатывает стандарты для себя, осуществляет проверки на качество аудита (публичные функции переданы СОА как частному субъекту).

Аудитор – лицо, имеющее высшее образование, определенный стаж работы в аудиторской организации и сдавшее квалификационный экзамен (экзамен проводят СОА). Аудитор проходит ежегодной повышение квалификации.

Виды аудиторских заключений

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

АЗ предшествует аудиторская проверка. У аудитора есть право получать от компании документы и пояснения, но нет права проводить выемку документов. Если компания не предоставляет документы, это фиксируется аудитором в заключении. Важным является при проверке уровень существенности – аудиторы смотрят определенный срез операций (напр., более 1 млн рублей), т.е. то, что существенно.

Заведомо ложное аудиторское заключение – «купленное аз без проверки» – аз, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организацией. Аз становится ложным только по решению суда.

Виды:

1) безусловно положительное (все хорошо, аудитор это безусловно подтверждает)

2) условно положительное (заключение с оговоркой, когда аудитор сталкивается с каким-то риском и описывает его в заключении)

***есть дебаты с АО по вопросу о наличии риска

3) отрицательное (отчетность недостоверная)

4) отказ от составления заключения (аудитор не может выразить свое мнение, например, ему не предоставили документы)

***Новое время - “New times”

Понятие бюджета в экономическом и юридическом аспекте

Централизованный фонд финансовых ресурсов – бюджет в матер. смысле. Бюджет в экон. понимании – экономические отношения в процессе создания, функционирования централизованных денежных фондов. Бюджет в правовом смысле – нужны нормы, которые бы закрепляли бюджет в экономическом смысле.

Бюджет – «мешок» (на нем сидел лорд-казначей, он доставал из мешка законопроект по финансированию деятельности). На Руси – с 6-7 века; полюдье – похожее явление – договоры между князьями и славянскими племенами об оброке. Затем княгиня Ольга вводит адм. центры и чиновников, которые собирают дань. Феодальная раздробленность – бюджет каждого княжества. Времена орды – частичная централизация ресурсов для выполнения внешнеэкономических целей. Петр I – вводит губернии; 1802 – Александр I создает министерство финансов, который собирал свод средств, как их расходовали, потребности на следующий год; была бесконтрольность. 1861-1862 – Александр II вводит свою систему; бюджет начинает публиковаться, соблюдается принцип гласности; бюджет должен конкретизироваться на расходные статьи; потом бюджет утверждается Государственной думой. К 1914 Российская империя имела развитое бюджетное устройство. СССР – К1918: отказ от частной собственности и т.д.; бюджетная система подконтрольна центральной власти; она стабильна, устойчива.

Бюджетная система СССР
Гос. бюджет СССР 1. союзный бюджет - отдельно; оседало около 50% всех доходов 2. бюджет гос. соц. страхования - отдельно 3. бюджеты союзных республик 4. местные бюджеты – включается в 3.
- все органы четко подотчетны друг к другу - утверждение сверху вниз - из союзного бюджета – дотации (безвозвратное и безвозмездное, бесцелевое перечисление из одного уровня бюджета в другой) - субвенции – целевое назначение (субъект должен отчитаться об использовании средств) - субсидии (долевое софинансирование одного бюджета другим бюджетом)

Бюджет (ст.6 БК) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Ст.53 – доходы: налоговые и неналоговые (продажа имущества, находящегося в государственной собственности; таможенные пошлины, хотя природа у них налоговая; лицензионные сборы; прибыль ЦБ после уплаты налогов; прибыль от внешнеэкономической прибыли и т.д.).

Расходы – выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Научные подходы к классификации:

1) экономическая

- текущие (зарплата гос. служащим, пенсии, стипендии)

- капитальные (развитие какой-либо отрасли)

2) функциональная

- общегосударственные расходы

- на нац. оборону

- на нац. экономику

- на ЖКХ

3) ведомственная – распределение расходов по министерствам и ведомствам

- министерства, службы, агентства

Бюджетное устройство РФ и его принципы

В СССР бюджетное устройство было тождественно бюджетной системе – совокупность бюджетов различных видов, что не совсем верно. Козырин – организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь между отдельными звеньями.

БУ – сов-ть бюджетной системы и принципов ее построения. Бюджетная система входит в бюджетное устройство.

Бюджетная система РФ
1. федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды + внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования) 2. бюджеты субъектов и бюджетные целевые фонды субъектов + внебюджетные фонды 3. местные бюджеты: городских округов, муниципальных районов и поселений

Консолидированный бюджет – сводный бюджет всех уровней на определенной территории.

Межбюджетный трансферт – то же, что и дотации.

Принципы бюджетной системы:

· общего покрытия расходов бюджета

- когда бюджет одного уровня терпит, дефицит бюджет любого уровня может ему помочь

- немного противоречит принципу самостоятельности

· самостоятельности

- разграничиваются предметы ведения между федерацией и ее субъектами

· единства

- все правила бюджетного устройства должны быть объединены в консолидированном законодательном акте

- одна бюджетная классификация

· полноты

- полнота отражения доходов и расходов

- лучше разработан в европейском праве

- многие объединяют с единством и называют всеохватностью бюджета

· прозрачности/открытости/гласности

- бюджет должен быть опубликован

- к процедуре принятия бюджета на следующий год общество тоже должно быть допущено

- исключения: секретные статьи о гос. тайне; секретные статьи могут быть только в федеральном бюджете

Нововведения:

- бюджет принимается на 1 год

- плановый период – 2 года: легкая проектировка доходов и расходов на будущие 2-3 года (метод скользящей трехлетки)

Предмет и место бюджетного права в системе финансового права

Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регламентирующих бюджетное устройство гос-ва и бюджетную систему, а также общественные отношения по образованию, распределению, использованию фондов денежных средств.

Спор: институт (ростовская школа)/подотрасль фп/подраздел фп (Ивлиева)

Отличие от других институтов: по предмету (устанавливает бюджетные нормы, но говорит и о налогах, доходах и расходах, государственном кредите - основной подраздел финансового права).

Понятие и виды доходов

Доходы – ст.6 Бк – поступающие в бюджет денежные средства, но за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета (займы, кредиты).

Принцип формирования доходов (ст.39 БК) – в соответствии с бюджетным закон-вом, закон-вом о налогах и законом о бюджетных платежах.

Зачисление доходов в бюджет (ст.40 БК) – движение в виде безналичных ресурсов, переход в гос. собственность; зачисление осуществляется на счета органов Федерального казначейства.

Денежные средства считаются поступившими с момента зачисления на единый счет (п.2 ст.40 БК).

Виды доходов: (ст.41 БК)

1) налоговые

- установленные налоговым законодательством федеральные, региональные, местные налоги и сборы, специальные налоговые режимы, а также пени и штрафы

2) неналоговые

а) доходы от использования имущества

- имущество: закрепленное и незакрепленное

- гос. учреждения: автономные, бюджетные и казенные (только они на гос. иждивении; сметное финансирование)

- в доходах бюджета не отражаются доходы автономных и бюджетных учреждений

- дивиденды по акциям, находящимся в гос. собственности

- плата за пользование бюджетными кредитами

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий

- доходы от платных услуг

б) средства, полученные в результате применения мер ответственности

- коды бюджетной классификации – в полицию – по управлениям в МВД

в) иные неналоговые доходы

- таможенные пошлины (есть нормативы Таможенного союза, 3-сторонняя комиссия; 88% - в бюджет РФ, остальное поровну между Белоруссией и Казахстаном)

- плата за негативное воздействие на окружающую среду

- патентные пошлины

3) безвозмездные поступления (п.4 ст.41 БК)

- дотации

- субсидии

- субвенции

- иные межбюджетные трансферты

Распределение доходов по уровням бюджетной системы

Принцип разграничения расходов (ст.30 БК)

Осуществляется на основании ежегодных законов о бюджете, БК.

ст.50 БК и далее

НДС (100%)

Акцизы (50% и 50%)

НДФЛ (70% - субъект федерации)

Таможенная пошлина – 100%

Штрафы

Администратор доходов (ст.6 БК) – орган гос. власти, мс, управления центральным внебюджетным фондом, ЦБ, казенное учреждение, осуществляющее контроль за правильностью исчисления, полностью и своевременностью уплаты… (первые три цифры КБК – код администратора)

Расходы бюджетов и расходные обязательства

Расходы – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета; формируются в зависимости от структуры расходных обязательств (ст.6 БК); обяз-ть публично-правового образования или казенного учреждения предоставить физ. или юрид. лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета.

Закон о монетизации льгот – превращение натуральных в денежные.

Финансовые органы ведут реестр расходных обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: