Конкуренция — ключевая категория рынка

Тема 2.4. Механизм рынка несовершенной конкуренции.

1. Конкуренция — ключевая категория рынка.

2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.

3. Рыночная власть. Монополия.

4. Монополистическая конкуренция.

5. Олигополия.

6. Антимонопольное регулирование.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбо­ра производимой продукции, приобретения товара, выбора места работы с целью обеспечения экономического успеха, который завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция {лат. конкурро — сталкиваться) — это соперниче­ство между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция осуще­ствляется во всех фазах производственного цикла:

• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

• в процессе организации производства и установления связей спроектными и кредитно-финансовыми учреждениями;

• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продук­ции;

• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.

Отрица­тельные черты конкуренции:

• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);

• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллек­тивного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);

• не создает условий для развития фундаментальной науки, систе­мы народного образования;

• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социаль­ной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Положительным качества конкуренции:

• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производите­лей к изменяющимся условиям производства;

• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и произ­водителей;

• способствует внедрению новых техники и технологии, разработ­ке более совершенных методов организации и управления про­изводством;

• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции характерны для недобросовестной конкуренции, которая имеет следующие виды:

• продажа по демпинговым ценам;

• установление контроля над хозяйственной деятельностью кон­курента с целью прекращения его деятельности;

• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего по­ложения (например, чрезмерное завышение цен);

• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурен­та, его фирменного названия, использование некорректных срав­нений, порочащих товары конкурентов, и т. п.

В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, также гражданскими уголовными кодексами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: