Тема 2.4. Механизм рынка несовершенной конкуренции.
1. Конкуренция — ключевая категория рынка.
2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.
3. Рыночная власть. Монополия.
4. Монополистическая конкуренция.
5. Олигополия.
6. Антимонопольное регулирование.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора производимой продукции, приобретения товара, выбора места работы с целью обеспечения экономического успеха, который завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция {лат. конкурро — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция осуществляется во всех фазах производственного цикла:
• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;
• в процессе организации производства и установления связей спроектными и кредитно-финансовыми учреждениями;
• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;
|
|
• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.
Отрицательные черты конкуренции:
• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);
• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Положительным качества конкуренции:
• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• способствует внедрению новых техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.
Методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции характерны для недобросовестной конкуренции, которая имеет следующие виды:
• продажа по демпинговым ценам;
• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;
• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);
• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.
В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, также гражданскими уголовными кодексами.