Вильгельм фон Гумбольдт
Вопрос. Немецкий Либерализм
Токвиль
«Демократия в Америке»
«Старый порядок и революция»
«Демократия в Америке»
· Всеобщее равенство взятое само по себе автоматически не приводит к установлению политического строя, оберегающую автономию индивида и исключающего произвол со стороны властей.
· Свобода и равенство – это два разнопорядковых явления. При чём равенство более притягательно для людей, чем свобода. Т.к. свобода предполагает выбор и ответственность.
· Современная демократия возможна при тесном союзе равенства и свободы.
· Для того, чтобы юридически обеспечить баланс равенства и свободы нужно принимать юридические законы, основанные на балансе свободы и равенстве
«Установления границ деятельности государства»
· Разграничение между ГО и государством по следующим признакам:
1. различие между системой национальных учреждений (организации, союзы, общественные объединения), формируемые гражданами самостоятельно, и системой государственных институтов, формируемых органами государственной власти
|
|
2. отличие между естественным правом и правом позитивным, создаваемым непосредственно государством
3. различие между человеком и гражданином. Человек – категория гражданского общества, гражданин – понятие государства
Вывод: общество, естественное право и человек всегда первичны по отношению к государству, позитивному праву и гражданину. Государственный строй т.о. – это не самоцель, а лишь средство для развития человека Государство само для себя не существует.
Сторонник концепции «минимального государства»
Степень участия государства в делах общества должна быть минимальна.
Это необходимо, чтобы сохранить многообразия общественных связей и отношений, многообразие вариантов развития личности, потому что государство всегда стремиться к упорядочению, единообразию всех отношений.
Стремление государства к опеке и патернализму над своими подданными порождает иждивенчество, пассивность.
Государство – это зло, но зло необходимое, оно всегда лучше, чем анархия
«Учение об управлении»
· Исходным пунктом устройства всякого общества служит разделение имущества
· Законом общественной жизни является по сути постоянный и неизменный порядок зависимости тех, кто не владеет имуществом от тех, кто владеет
· Общество всегда основано на несвободе
· Высшей формой общества является государство
· Государство призвано обеспечить свободу, свобода – это основное начало государственности
· Общество и государство постоянно противостоят друг другу и друг на друга воздействуют. При том общество стремится сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство создать угодный ему общественный строй
· Оптимальная форма правления – конституционная монархия
Политико-правовое воззрение идеологов-социалистов
Анри Сен-Симон
Шарль Фурье