Социалистическая революция и диктатура пролетариата
Классовая борьба неизбежно ведёт к установлению диктатуры пролетариата. Это первая стадия движения к коммунистическому обществу. Дик. прол. нужна для подавления его классовых противников, в особенности класса капиталистического, т.к. с приходом пролетариата к власти не исчезает старая организация и классовые враги. Диктатура неизбежно д.б. основана на насилии.
4. Вопрос судьбы ГиП в коммунистической формации
В «Манифесте КП» Маркс писал «когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации свободных индивидов, тогда пол. власть потеряет свой общественный характер, потеряет своё значение и ГиП».
В исторической эпохе, которая открывается после свержения буржуазии, Маркс выделял 3 периода:
1. Переход от капитализма к 1й ступени коммунистического общества – социализму. Зд. Г. является орудием диктатуры пролетариата, а основная цель Г. – подавление свергнутых классов и искоренение частной собственности.
|
|
2. Первая (низшая) фаза коммунистического общества. Средства производства уже вышли из частной собственности, нет эксплуататорских классов, но государство ещё сохраняется.
3. Высшая фаза коммунистического общества. Полное отмирание ГиП.
Основные выводы Маркса:
1. ГиП существовали не всегда, были общества, которые обходились без них.
2. На определённой ступени эк. развития, связанной с расколом общества на классы, ГиП стали необходимостью.
3. С исчезновением классов исчезает ГиП.
Тема: Развитие русской ПП мысли в 11-14 вв.
1. ПП идеи в «Слове о законе и благодати»
2. Пол. идеи Владимира Мономаха.
3. ПП воззрения Даниила Заточника.
1. «Слово о законе и благодати»
Конец 12 в. Автор – митрополит Иларион.
Он сравнивает влияние на общественные отношения закона и Божественной истины. Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они ещё не достигли совершенства. В распространении морали христианства митрополит усматривает путь для совершенствования человека и постепенной замены гос. законов моралью христианства (т.е. Божественной истиной).
Указывает на равноправие народов.
Рассматривает фигуру верховного правителя. Он д.б. ответственен перед Богом и перед народом, д.б. высоконравственным чел., стремиться к мирному курсу внешней политики, а также к реализации своей власти на основе закона.
«Поучение детям», «Автобиография»
Князь должен осуществлять свою власть не единолично, а с советом дружины. Должен стремиться к мирной внешней политике. Правосудие осуществлять только по правде. Самое позорное наказание – смертная казнь, отрицательно относится к ней. Высказывается и против кровной мести.
Церковь в государстве занимает важное, но подчинённое положение.