Консерваторы
Лавров П. Л.
Кропоткин
Бакунин М.А.
Основатель русского анархизма. Анархизм – вообще изобретение только и исключительно русских людей.
«Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнутогерманская имерия», «Государственность и анархия».
Также рассматривает вопрос о роли русской общины, но большое внимание уделяет именно несовершенству общинной организации:
· приниженное положение женщины, отсутствие как такового женского права;
· бесправие лица перед миром;
· отсутствие юр. (оформленных) прав и обязанностей.
Не нужно преобразовывать общину по западным меркам. Из неё нужно черпать бунтовской и раскольнический опыт.
Государство и законодательство враждебны свободе и противоречат ест. законам чел. природы. Все юр. законы внешне навязаны и деспотичны. Игнорирование ест. законов влечёт подчинение искусственно созданному праву государства. Свобода – это отражение естественного человеческого права, а не того, что отведено законами государства. Свобода д.б. завоёвана в результате классовой борьбы. Соц. революция – разрушение учреждений неравенства и насилия, т.е. государства. В основе соц. революции – не только революционная власть, она совершается всенародно, с использованием народной силы.
|
|
Тоже анархист.
Развивает учение об историческом возникновении государства. Гос. в совокупности есть общество взаимного страхования, заключённое между землевладельцем, воином, судьёй и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение государства, такова была его история и таково его существо в наше время. Таким образом, историческая миссия государства заключается в поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком. Именно поэтому вслед за Бакуниным критикует государство.
Задача социалистов в России – сближение с народом для подготовки государственного переворота. особую роль в революции придаёт личности революционера – только передовые русские люди, которым м.б. оказано доверие народа.
В результате революции государство должно сделаться орудием торжества рабочих.
Самобытное устройство России надо сохранить. Именно самодержавное развитие является для России исторически оправданным и необходимым.
«Россия и Европа», 1871 г. Основатель отечественной сравнительной культурологии. Разрабатывал теорию культурно-исторических типов цивилизаций. Европа и Россия – отдельные цивилизации со своим историческим путём развития. Россию признаёт молодой цивилизацией, которая в отличие от Европы ещё не достигла своего расцвета.
Для России очень важно сохранение национальных традиций и обычаев. «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести большую долю свободы, чем народ русский, а также имеющий склонность злоупотреблять ею». Для России и самодержавия очень важно сохранить привычки русского народа к повиновению, любви к власти, а также отсутствия властолюбия.