Политические права и свободы

Права и свободы Ч и ГР. Их классиф-я.

Наиболее распр классиф-ей прав и свобод личности (Ч и Г) явл-ся класс-я по содержанию: 1.Личные (гражданские)

2.Политические

3.Социально-экономические

Политические-Определяют статус человека как участника общественно-политических отношений в государстве.

Признаки (особ-ти):

1.Тесно связаны с личными правами поскольку личные права наполняют их конкретным содержанием, а в некоторых случаях сами политические права выступают гарантией и условием реализации личных прав и свобод.

2.В отличие от личных прав политические права принадлежат, как правило, гражданам конкретного гос-ва (в К-ции-это права, которые принадлежат гражданину РФ).

3.Д/этих прав присуще позитивное содержание, т.е. порядок их реализации детально прописывается в действующем законодательстве и видна позиция гос-ва в отношении объема предоставления и реализации соответ-щего политического права. (Н, право избирать и быть избранным).

4.Политические права связаны с организацией политической власти в гос-ве, они явл-ся способом привлечения граждан к управлению делами общ-ва и гос-ва.

Политические права:

Избирательные права

Право на референдумы

Право на проведение и участие в публичных мероприятиях

Право на обращение в органы гос власти

Правотворческая инициатива

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст.32). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в её организации. Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не “участвует” в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст.3). Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных заседателей.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.30).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование ( ст.31) - при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной степени эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: