Специфика делового общения
Эффективность коммуникации
Причины неэффективной коммуникации
Коммуникативные потоки в организации
Двунаправленность процесса коммуникации.
В любой коммуникации есть субъект и адресат, между которыми существует взаимообратная связь.
У каждого субъекта имеется своя цель, потребность, интерес, ценность, своя картина мира, равно как и у адресата.
Зачастую интересы и потребности субъекта и адресата не совпадают
Для того чтобы найти «общий язык» субъект должен учитывать интересы адресата.
Субъект во время коммуникации кодирует сообщение, а адресат в свою очередь декодирует его.
Декодирование должно быть как можно проще и однозначнее для большего понимания сути сообщения.
Деловые коммуникации реализуются в 3 основных формах:
- Условно – монологическая
- Диалогическая
- Полилогическая (многосторонняя беседа)
Виды адресатов в коммуникации:
- 1 = 1
- Группа
- Массовая аудитория
- Толпа
В толпе человек теряет рациональную основу.
|
|
1. Горизонтальные (между равными по статусу). Эффективность: 90%
2. Вертикальные (между разными по статусу. Начальник – подчиненный).
· Восходящие (Рабочий - Директор). Эффективность: 10%
· Нисходящие (Директор - Рабочий). Эффективность: 20 – 25%
1. Стереотипы – упрощенные мнения эмоционально – эстетической направленности относительно определенных лиц.
2. Барьеры – преграды на пути коммуникаций, носящие социальный организационный, психологический и лингвистический характер, приводящие к искажениям смысла передаваемых сообщений
Коммуникация эффективна, если:
1. Цель = Результат
2. Оптимальность затрат в данной ситуации
1. Рефлексия, как ответы на вопросы (осмысление):
· Что не устраивает в данной ситуации и что хотелось бы в замен?
· Что будет, если задуманная цель не осуществиться?
· Основной и запасные «аэродромы»? («пути отступления»)
· Кто адресат? (его интересы, цели, потребности)
· Константы и переменные ситуации
· Конфронтационные или кооперативный стиль взаимодействия с адресатом?
· Конкретные тактики достижения цели?
2. Жесткое следование моделям или правилам.
Культура речи включает в себя нормы построения текстов и речи.
- Деловая беседа
- Приветствие
- Обозначения повода (почему именно в данный момент идет разговор об этой проблеме)
- Цель
- Согласовать понимание цели с собеседником («как вы к это относитесь?» …)
- Добиться договоренности
- Закрепить результат договоренности (инициатор беседы подводит итог разговора «Значит, я должен …»…)
- Выразить благорасположение собеседнику. (если положительного результата добиться не удалось, не следует прерывать диалог, необходимо пройти все этапы.)
- Заявление в кризисной ситуации (связанной с репутационными издержками для субъекта)
· Высказать версию, которая минимизирует репутационные издержки
|
|
· Сказать, что создана рабочая группа или антикризисный комитет (руководители вышестоящих организаций, представители экспертного сообщества, общественные организации)
· Обозначить принятые решения и первые шаги по их реализации
· Обозначить проект реформирования
· Обозначить оказанную помощь пострадавшим
· Указать авторитетных людей, которые поддерживают вас
· Указать простых людей, которые поддерживают вас
Подобное заявление должно прозвучать как можно раньше после происшествия.
- Модель делового поздравления
· Назвать человека и обозначить событие в связи с которым он поздравляется
· Обозначить вклад человека в общее дело
· Выразить надежду на будущее сотрудничество