1. Теория спроса
2. Теория предложения
Теория спроса.
Понятие спроса на данный товар или услугу отражает поведение массового потребителя на изменение цены товара. При этом различают два взаимосвязанных, но вместе с тем качественно различных понятия – величина (или объём) спроса на некоторый товар.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести на рынке за некоторый период (день, месяц, год)
Спрос – это количество товара и услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный временной период.
Важно различать объём спроса и сам спрос. На изменение величины спроса влияет изменение цены, а на изменение спроса оказывают влияние и следующие неценовые факторы:
· Изменение денежного дохода (I)
· Изменение структуры населения
· Изменение цен на взаимозаменяемые товары (субституты) (Px,y)
· Изменение цен на взаимодополняемые товары (Pa,b)
· Количество покупателей на рынке (N)
· Изменение предпочтений (Т)
Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса
|
|
Qd = f (Pab.., Px,y, I, N, T),
Если все факторы представить неизменными, то можно перейти от функции (1) к функции спроса от цены
Qda= f(Pa).
Функция спроса может быть представлена тремя способами:
1) Табличным
2) Графическим
3) Аналитическим: Qd = a – bp
Кривая спроса (demand curve) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
По кривой спроса, хорошо видно, что чем выше цена i-го товара, тем меньше его спрос. Эта обратная зависимость называется законом спроса. Возможна и другая формулировка закона: при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Этим объясняется отрицательный наклон кривой спроса.
Необходимо различать изменение объёма спроса и изменение спроса. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки данной кривой спроса.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо, если он растет, и влево, если он падает.
Теория предложения
Следует также различать предложение и величину предложения.
Предложение – это количество товара (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене за определенный промежуток времени при различных ценах на данный товар.
Величина предложения – это количество товара или услуг, которое продавцы желают продать на рынке в единицу времени при определенной цене товара
Существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения, то есть с ростом цены и возрастает и предложение. Эта зависимость называется законом предложения. Возможна и другая формулировка этого закона: объём предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар.
|
|
Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего.
Эта взаимосвязь также может быть представлена тремя способами
1) Табличным
2) Графическим
3) Аналитическим Qs = a + bp
Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы, продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, передвигая его в другие точки данной кривой предложения от одной комбинации «цена-предложение» к другой.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если технология улучшается, и влево, если уменьшается.
К неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся:
· Технически возможности производителя, характер, применяемый технологии (К)
· Цены используемых ресурсов (Рr)
· Налоги и дотации (T,S)
· Ожидание продавцов (W)
· Цены на другие товары (Pn)
· Число продавцов (N)
· Прочие факторы (B)
С учетом зависимости от этих факторов функция предложения имеет вид
Qs = f (Pr, K,P,T,S,W,B,Pn, N)
Рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объём или рыночное равновесие.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени.