Тема 4.2 Личность в системе высших ценностей

Студент должен:

- иметь представление о духовности, ступенях духовного развития, социальных нормах и ценностной системе личности, категориях и концепциях справедливости;

- знатьподходы к принятию этических решений с позиций долга, справедливости, пользы, заинтересованных сторон;

- уметь применять этические понятия, концепции и аргументы для выявления (идентификации) моральных проблем, анализировать и обосновывать собственную этическую позицию в ситуации принятия этического решения или морального выбора.

Понятие духовного бытия человека. Духовность и нравственность. Ступени духовного роста. Соотношение понятий: личность, индивидуальность, универсум. Личность как социокультурная реальность: позиция, поступки, личностные ценности. Категорический императив (нравственный закон) И. Канта, его принципы. Иные принципы нравственности: «талион», «золотое правило нравственности». Общее представление о концепции заинтересованных сторон. Этапы принятия решения с точки зрения концепции заинтересованных сторон.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ДУХОВНОСТЬ ПОЗИЦИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПОСТУПОК
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ
ДОСТОИНСТВО СОВЕСТЬ

Философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэтому ограниченным является только узко психологический взгляд на человека, где он предстает прежде всего как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно - своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и механизмов. В действительности же внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы.

Духовное бытие существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной самости. Свобода есть модальное (фактически инструментальное), а не предметно-содержательное определение духовного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопределении к лучшему и высшему. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни. И поэтому само духовное бытие определимо и описываемо лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самой по себе.

Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке и религии.

Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни человеческой реальности. Можно говорить о таких обликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.

Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей – и есть предпосылка и пред- история становления индивидуального духа человека.

Человек как личность свободно и осознано принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.

Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определённой социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строго научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и статуса. Роль-это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный способ его участия в жизни общества. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений. Место в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция- это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность- это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собственной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие – это муки выбора, А потому не все люди соглашаются на такой способ жизни. Но отказ от личностного бытия есть согласие на зависимый, безответственный, социально-приспособительный способ жизни. Это не менее тяжкая доля человека.

Пространство личности – это пространство социального поведения человека, его поступки. Поступок в психологии определяется как сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе, к обществу и миру в целом.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения морали. Усвоение правил общества формирует моральность личности. Моральность личности отличается от нравственности. Моральность предполагает ориентацию на частные, исторические конкретные оценки других, сообщества.

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй "Евгения Онегина":

"... все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя;

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно".

В истории известны и другие принципы нравственности, например, правило талиона гласит «око за око, зуб за зуб» (обычай кровной мести).

Нравственность – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и ценности. Известно золотое правило нравственности: «поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой». Нарушение норм морали переживается в эмоции стыда. Стыд –это всегда стыд перед другим. В отличии от стыда, совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков. С моральностью личности связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести. Мои обязательства перед другими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сообществе. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности представляет важнейшую характеристику бытия человека среди людей.

Тайна человека как личности, делающая его потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным, заключается в той главной (выше отмеченной) способности личности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, за пределами самой себя, вне всякого фактического своего состояния, даже своей фактической общей природы. Работа и культивирование этой способности и поднимает, вводит человека на следующую ступень духовного бытия – на ступень индивидуальности. Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необщего») лица, в следовании голосу собственной совести. Тайна человека как личности и индивидуальности, таким образом, окончательно раскрывается в его универсальности. Ибо вселенское и бесконечное с максимальной адекватностью получает свое выражение в точке – с ее единственностью и абсолютным своеобразием; как и наоборот: лишь то, что может быть признано истинно личным «бытие – для - себя», может воспринять и выразить бесконечное.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что вы понимаете под духовностью?

2. Какие ступени проходит человек в своем духовном развитии?

3. Что такое личность?

4. Как вы понимаете личностное бытие?

5. Как соотносятся между собой личность, индивидуальность, универсальность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: