Рынок товаров

Под товарами понимаются потребительские и инвестиционные товары. На первые предъявляют спрос в основном домашние хозяйства, а также многие фирмы. На вторые предъявляют спрос в основном фирмы, расширяющие производство и услуги. Таким образом, сум­марный спрос на то­вары есть сумма спроса на потре­бительские и инвестиционные товары.

В классической модели действует так называемый закон Сэя. Этот закон воплощает исключи­тельно простую идею о том, что сам процесс производства товаров создает доход, в точности рав­ный стоимости произведенных товаров. Если кратко, то предложение создает спрос. Отсюда вы­текает, что национальный доход должен быть равен объему национальных расходов : .

Но есть сумма расходов домашних хозяйств и фирм на потребление и расходов фирм в форме инвестиций . Национальный доход тоже подразделяется на потребление и сбережение . Отсюда получаем условие равновесия на рынке товаров: , т.е. спрос на инвестиции дол­жен обеспечиваться объемом сбережений.

Постулируется, что при прочих равных условиях спрос на потребительские и инвестицион­ные товары зависит от нормы процента , а именно, каждый спрос убывает с рос­том .

В самом деле, чем больше , тем выгоднее сберегать, а не расходовать, свой доход на потребле­ние. Верно и обратное: чем меньше , тем меньше смысла сберегать и все большая часть дохода может быть направлена на потребление.

Аналогично обстоит дело и с инвестиционными товарами. Любой проект, требующий инвести­ций, оценивается по его приведенной стоимости – все будущие расходы и доходы по нему дискон­тируются к сегодняшнему моменту. Чем больше , тем меньше сегодня будет оценена будущая прибыль от проекта. Проект, который считался выгодным, может не оказаться таковым при по­вышении нормы процента, и в итоге будет отвергнут инвестором, т.е. не куплен им как инвести­ционный товар.

С другой стороны, объем сбережений зависит от многих факторов и не только от нормы про­цента, но и от уровня занятости.

Рынок обладает некоторой способностью к устойчивости своего состояния равновесия. Напри­мер, при понижении нормы процента уве­личивается потребление, как обычных товаров, так и ин­вестиционных.

Но это способствует большей занятости и, значит, большему предложению товаров. Наоборот, при повышении нормы процента потребление уменьшается, это влечет уменьшение занятости и в конечном итоге к уменьшению предложения товаров.

Государство (в лице Центрального Банка) может регулировать норму процента и тем самым воздействовать на рынок товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: