Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.
Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставится цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Деловое общение условно можно разделить на прямое и косвенное.
Прямое общение – это непосредственный контакт партнеров.
Косвенное общение – между партнерами существует пространственно-временная дистанция (телефон, факс, Интернет).
Прямое общение обладает большей результативностью и силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Различают два вида делового общения:
вербальное и невербальное
Вербальное общение осуществляется с помощью слов.
Риторика – в переводе с греческого, теория красноречия. Работнику сферы услуг необходимо знать и использовать в работе законы риторики.
Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, ориентированным на обеспечение специалистов правила общения со словом.
|
|
Принципы речевого воздействия:
- доступность,
- ассоциативность,
-экспрессивность,
- интенсивность.
Требования к речи Мастера.
- Необходимо следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударением.
- Избегайте многословия, штампов.
- Не используйте без необходимости иностранные слова, профессиональные термины.
- Необходимо избавиться от слов паразитов.
Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала.
1. Законы общей риторики
Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.
Его реализации способствует выполнение принципов:
Внимания к адресату
Близости содержания речи интересам адресатов
Конкретности в изложении материала
Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве
Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи
Закон эмоциональности речи.
Для её достижения могут использоваться тропы.
Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.
2. Законы частной риторики
В отдельных риторических сферах действуют собственные законы.
Такие законы изучают академическое, судебное красноречие и политическая риторика.
Невербальное - общение посредством неречевых, знаковых систем. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого "общения" становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространенное рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или "язык тела". Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
|
|
Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, то есть понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, можно получить в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.
Невербальные системы общения:
Визуальная – жесты, мимика, позы, кожные реакции, контакт глазами, одежда, косметика, прическа;
Акустическая – интонации, тембр, громкость, паузы, покашливание, смех;
Тактильная – прикосновение, объятия, пожатия рук;
Ольфакторная – запахи.