Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля
- Можно ли считать интеллект чисто человеческим свойством? Какие признаки интеллекта Вам известны?
- Может ли машина быть умнее своего творца? Если да, то что для этого нужно сделать? Если нет, то почему?
- Может ли знание храниться вне мозга – как Вы считаете? Ваши аргументы.
- Какие модели искусственного интеллекта Вам известны? В чем их особенности?
- Интеллектуальный тест Тьюринга – зачем он был придуман?
- Каким Вам представляется интеллектуальный интерфейс между человеком и "умной" машиной?
Основные проблемы научно-технического прогресса в информационном обществе
Делать серьезные экспертные оценки, а тем более, прогнозы научно-технического прогресса в наше время опасно – можно впасть, наоборот, в ретроградство. Ведь наука и техника развиваются столь стремительно, что к вчерашним новациям сегодня можно приклеить ярлык "ретро". И тем не менее, существуют проблемы "с бородой", которые безуспешно пытаются решить ученые и изобретатели на протяжении веков и которые остаются нерешенными и в информационном обществе.
|
|
Так, до сих пор не выяснены до конца механизмы памяти и деятельности мозга в целом, что тормозит внедрение искусственного интеллекта. Нервное волокно – диэлектрик, почему же по нему распространяются электрохимические импульсы, непонятно. За счет чего КПД мускула гораздо выше, чем КПД любой машины, придуманной человеком? Люди не научились с помощью своих приборов обнаруживать примеси в веществах с той же чувствительностью, что могут собаки с помощью обоняния. Не разгадана тайна шмеля, который летает вопреки всем законам аэродинамики. Также вызывает удивление мощность древесных насосов, которые гонят живительные соки от корня до самого высокого листочка на кроне – такие насосы мы изобрести пока не можем. А если говорить о компьютерных технологиях, то любой грудной младенец узнаёт свою маму быстрей и лучше, чем распознаются образы с помощью самых "крутых" компьютерных программ. Этот перечень проблем можно продолжить. Мы еще мало знаем и умеем, хотя и приспособились жить в выделенном нам пространстве-времени, не совсем понимая, где же мы находимся и что нам делать.
Информационное общество, в отличие от предыдущих цивилизационных формаций (индустриальной, сельскохозяйственной,варварской и еще более ранних), ставит перед человечеством проблемы, скорее, духовные, чем материальные, как прежде. Это связано, как отмечалось в лекции 3, с нематериальностью самой информации как основного продукта информационного общества. Перечислим эти проблемы:
|
|
- образование;
- этика;
- искусство;
- информационное право.
Основная проблема – образование. Можно доказать, что большинство проблем, с которыми сталкивалось человечество, сводилось к единственной проблеме – необразованности. Из необразованности проистекали алкоголизм и наркозависимость, насилие над природой и человеком, ксенофобия и фанатизм, демографические несообразности и др. В образованном обществе, каким должно быть информационное общество – общество знания, многие проблемы исчезнут сами собой. Совместному развитию науки, техники и образования посвящена лекция 8.
Телекоммуникационные системы информационного общества, если отвлечься от их технической инфраструктуры, базируются на этических отношениях между участниками коммуникаций – коммуникантами. Не вдаваясь в морализаторство, заметим только, что основное этическое правило коммуникаций имеет библейские корни: "возлюби коммуниканта, как самого себя".
Область межчеловеческих отношений как традиционное поле этики уже давно расширилось биоэтикой и экоэтикой, в фокусе внимания которых – нравственные пределы проникновения человека в глубины живой природы и природы в целом. Но еще не совсем созрела техноэтика, которая бы регламентировала нравственные пределы технического прогресса, в том числе прогресса информационных систем и технологий. Техноэтика могла бы также определить этические нормы ответных реакций информационной техники при ее взаимодействии с человеком. Ведь этические нормы должны регламентировать обоих участников диалога – человека и машину, ибо не только машина нуждается в защите, но и человек. В качестве одного из прообразов техноэтики можно считать сетевой этикет – сетикет (см. лекцию 4). Общение в Интернете анонимно, и вы никогда не можете быть уверены, что общаетесь с человеком, а не с интеллектуальной машиной, поддерживающей диалог с вами. А в Интернете такие машинизированные собеседники есть. При этом сетикет общения обязателен для всех собеседников. Другим прообразом для техноэтики могли бы стать этические законы робототехники А. Азимова, включенные в практику производства интеллектуальных роботов (см. лекцию 4).
Ничто, как искусство, не способствует развитию творческого потенциала человека. А личность в информационном обществе должна быть творческой, неповторимой. Иначе это не личность, а пресловутый "член общества". Творческая личность, участвующая в научно-техническом прогрессе, может (должна) питать свой творческий потенциал из литературы, музыки, живописи, танцев и других видов искусства.
Многовековая практика научно-технического творчества показывает, что наибольших успехов добивались те ученые и изобретатели, которые обладали широким культурным кругозором, были разносторонними личностями, не замкнутыми только на своей профессии. Вспомним Козьму Пруткова: "Специалиста уподоблю флюсу – полнота его одностороння".
Наконец, в информационном обществе в полной мере должны действовать информационно-правовые акты. Иначе информационное общество рискует не быть правовым обществом. Согласимся, что это веление времени, а противоположная точка зрения просто неуместна.