Оборотные средства
Лекция 10
Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств.
Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Оборотные производственные фонды – это предметы труда (сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, тара, запасные части и т.д.); средства труда со сроком службы не более 1 года или стоимостью не более 50-кратного установленного минимального размера оплаты труда в месяц (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты); незавершенное производство и расходы будущих периодов.
Фонды обращения – это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.
Оборотные средства обеспечивают непрерывность производства и реализации продукции. Они вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции целиком потребляются. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт. Стоимость оборотных производственных фондов возвращается в составе выручки от реализации продукции. В своем движении оборотные средства проходят последовательно три стадии: денежную, производительную и товарную.
Оборотные производственные фонды предприятий состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.
Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в процесс производства.
Незавершенное производство – предметы труда, вступившие в процесс производства, но не завершившие его.
Расходы будущих периодов – невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которая производится в данный период, но относятся на продукцию нового периода.
Производственный процесс заканчивается выпуском готовой продукции, которая поступает в сферу обращения для реализации. Реализация продукции связана с определенными затратами:
- затраты, связанные с приведением продукции в годный для потребителя вид (сортировка, упаковка, маркировка, транспортировка до станции отправления или погрузки);
- затраты, связанные с непосредственной реализацией продукции и осуществлением торговых операций, а также закупкой сырья, материалов, п/ф и т.д.