Тема 3.9. Государственное регулирование экономики России

Вопрос 3. Способы уплаты налогов

Вопрос 2. Элементы налога и их характеристика

Выделяют:

1. Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

2. Объект налогообложения – имущество или доход, с которого выплачивается налог. Объектом налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость реализованных товаров, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, операции с ценными бумагами и др.

3. Источник налога – доход субъекта налогообложения из которого уплачивается налог (заработная плата. Прибыль, проценты и др.).

4. Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения или удельный вес налога в стоимости объекта налогообложения или в сумме дохода, облагаемого налогом.

5. Налоговый период – период времени, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

6. Налоговые льготы – может применяться налогооблагаемый минимум, то есть часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Например, НДФЛ – 400 руб. за работника, 600 руб. за ребенка.

Выделяют:

1.Уплата налога по декларации:

Налогоплательщик заполняет документ и предоставляет в налоговые органы. На основе декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение об его уплате. Сумма налога самостоятельно рассчитывается налогоплательщиком. Налоговый орган проверяет правильность расчетов и в случае обнаружения ошибок производит возвращение или доначисление денежных сумм.

2. Уплата налогов источником выплат – предполагает исчисление и уплату налога до момента получения дохода плательщиком налога. Например, подоходный налог с физических лиц.

3.Способ уплаты налогов предполагает использование кадастра – реестра, устанавливающего перечень типичных объектов (земля, доходы, население и т.д.). например, ЕНВД.


Вопрос 1. Государственное регулирование: сущность понятия

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

Вопрос 2. Фискальная политика: сущность, виды

Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующую;

2. Сдерживающую.

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством: 1. сокращения государственных закупок и трансфертов; 2. увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1 действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2 действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.


Вопрос 3. Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты

Денежно–кредитная политика – это совокупность инструментов (мероприятий) государственного регулирования экономики; это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими денежных целей (сокращение или увеличение денежной массы в стране) и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении. Она направлена на стабилизацию экономического роста, снижение безработицы и инфляции.

Денежно-кредитная политика может быть стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая денежно-кредитная политика – это политика, направленная на увеличение денежной массы. Сдерживающая денежно-кредитная политика – это политика, направленная на сокращение денежной массы.

Денежно-кредитную политику проводит ЦБ РФ. ЦБ имеет в своем распоряжении четыре инструмента для регулирования денежной массы:

1. Изменение нормы обязательного резервирования вкладов (rr);

2. Изменение ставки рефинансирования (учетной ставки);

3. Операции на открытом рынке;

4. Эмиссия и принудительное изъятие денег из обращения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: