Экологические преступления
ЛЕКЦИЯ 29.
План лекции
29.1. Понятие и уголовно-правовая характеристика экологических преступлений.
29.2. Экологические преступления общего характера.
Понятие "экологическое преступление" несмотря на недавнее введение достаточно прочно закрепилось в современном уголовном праве. Этимология этого понятия восходит к понятию "экологическое правонарушение", впервые употребленному на Пленуме Верховного Суда СССР в 1972 году при обсуждении практики применения законодательства об охране природы. О преступлениях, причиняющих вред окружающей природной среде, как экологических преступлениях, в науке уголовного права стали говорить после выхода в свет работы В.Д.Пакутина "К вопросу о месте норм об экологических преступлениях в системе законодательства и учебных курсах" (В сборн.: Эффективность борьбы с преступлениями и совершенствование законодательства в свете Конституции СССР. Уфа, 1980, С.29-41).
Вопрос о понятии экологического преступления, как ни странно, нашел свое разрешение не в уголовном праве, а в законодательстве, относящемся к другой отрасли. Так, понятие экологического преступления сформулировано в ст.85 Закона об охране окружающей природной среды. Но, поскольку это не уголовный закон, данное определение нельзя считать уголовно-правовым. Вместе с тем, учитывая комплексность такого понятия, как "экология", и применяя системный подход, сочетающий задачи уголовного закона и закона об охране окружающей природной среды, понятие экологического преступления можно ввести следующим образом:
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека либо создающее угрозу причинения такого вреда.
Таким образом, узловыми признаками, определяющими содержание понятия экологического преступления, служат два: экологический правопорядок и наличие вреда, а равно реальной угрозы его причинения. В данном случае экологическая безопасность по своему содержанию идентична содержанию экологического правопорядка и может быть рассмотрена как его часть.
Если экологический правопорядок - это система сложившихся экологических правоотношений, направленных на реализацию задачи сохранения природной среды, предупреждение, устранение вредных последствий хозяйственного развития, оздоровления и улучшения окружающей человека среды в целом, то экологическую безопасность следует рассматривать как состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и, прежде всего, тех, которые вытекают из его права на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
|
|
Из сказанного следует, что опасность экологических преступлений определяется тем, что через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы существования, они посягают на человека. Кроме того, экологические преступления нарушают закрепленное в ст.42 Конституции РФ право человека на здоровую окружающую среду.
Анализ содержания понятия "экологическое преступление" основывается на характеристике таких его черт, как экологичность, противоправность, общественная опасность.
Экологичность - отражение социальных и естественно-природных закономерностей взаимодействия общества и человека с окружающей средой, позволяющее выделить рассматриваемую группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний.
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности применительно к экологическим преступлениям является сложным правовым феноменом. Экологические преступления за небольшим исключением представляют собой сложные акты человеческой деятельности, урегулированные правом в разной степени. Кроме того, экологические преступления в большей степени, чем иные, зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники. Правовая оценка этих деяний изменчива, а их фиксируемая общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами и юристами однозначно.
Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления, являются бланкетными. Это означает необходимость обращения к обширному, сложному по структуре и используемой специальной терминологии, некодифицированному и не до конца сформировавшемуся экологическому законодательству. Значителен по объему массив нормативного экологического материала в актах Правительства РФ, министерств и ведомств. Помимо указанных актов при применении норм главы 26 УК РФ следует обращаться к ГОСТам, регламентирующим охрану природы, ее использование, санитарным и строительным правилам.
Общественная опасность экологических преступлений не сводится к сумме вредных единичных последствий, к сумме причиненного экологического и экономического вреда, а также вреда здоровью людей. Она имеет интегрированные качественную и количественную характеристики.
Качественная характеристика общественной опасности определяется характером, экологической значимостью социальных ценностей, которым причиняется вред.
Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений определяется размерами причиненного вреда - массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение эпидемий, эпизоотий и т.п.
К моменту принятия нового уголовного законодательства на территории РФ в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, свалках и других объектах было накоплено 1405 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 89,9 млн. тонн - промышленных токсичных отходов различного класса опасности. 204 тонны отходов первого класса опасности были вообще направлены в места неорганизованного складирования (данные Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 г." - Зеленый мир. 1996. N 24-29).
Велика общественная опасность и других преступлений. Так, суммарный забор воды из водных объектов ежегодно составляет более 90 куб. км, сброс в них же сточных вод - около 60 куб. км. При этом 40% сточных вод отнесены к категории загрязненных, т.е. совсем неочищенных или недостаточно очищенных. При транспортировке воды от источника до потребителя теряется ее около 8 куб. км. В результате при значительном запасе водных ресурсов страна стоит на пороге кризисной ситуации с питьевой водой.
|
|
Обратимся к уголовно-правовой характеристике экологических преступлений.
Видовым объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения. Это сложный, целостный комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки.
Непосредственными объектами выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения.
Важным признаком экологических преступлений является предмет, в качестве которого выступают различные компоненты природной среды. Следует иметь ввиду, что они не обособлены предшествующим человеческим трудом от природных условий своего существования, находятся в состоянии естественной свободы, а поэтому не являются имуществом. Предметами экологических преступлений могут быть также элементы природной среды, хотя и аккумулирующие в себе определенное количество человеческого труда, но остающиеся в природной среде или внесенные в нее для восстановительных функций. Именно через воздействие на предмет экологическое преступление причиняет вред окружающей природной среде либо создается угроза его причинения.
С объективной стороны экологические преступления, как правило, выражаются в нарушении путем действия или бездействия соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды. Диспозиции норм, определяющих признаки таких преступлений, являются бланкетными.
Большинство экологических преступлений относится к категории материальных составов: нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ (ст.246), загрязнение вод (cт.250), загрязнение атмосферы (ст.251) и др. Состав нарушения законодательства о континентальном шельфе сконструирован как формальный. Имеются и составы поставления в опасность - создание угрозы причинения вреда, например, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247).
|
|
В экологических преступлениях противоправные действия органически связаны с последствиями - причинением вреда природной среде и здоровью человека. Отсутствие вреда природной среде ведет к потере соответствующим составом преступления в целом экологического качества, что должно влечь за собой перевод этого противоправного деяния в категорию административных правонарушений либо отнесение его к иным видам преступлений.
Вред природной среде - обобщенное понятие. Оно включает в себя три элемента:
а) реальный ущерб (потери в природной среде, природных объектах и ресурсах;
б) убытки в виде расходов на восстановление нарушенного состояния;
в) убытки в виде недополученных доходов, упущенной выгоды.
В экологических составах вред здоровью человека, в отличие от преступлений против личности, выступает в качестве следствия вреда, причиненного природной среде. Произведенные преступлением количественные и качественные изменения в окружающей природной среде негативно воздействуют на жизнь и здоровье человека, его генетическую программу, на состояние материальной базы хозяйствующих субъектов, производительности труда работников, размер получаемой прибыли. В этом смысле причиняемый экологическими преступлениями вред выступает в двух формах: экономической и экологической.
В отличие от экономического вреда, последствия которого проявляются, как правило наглядно, экологические последствия преступления закономерно растянуты во времени и пространстве, что приводит к разрыву между временем и местом причинения вреда и проявлением его вредных последствий. В связи с этим в судебной практике используются нормативные критерии для оценки причиненного вреда природе - предельно допустимые концентрации вредных веществ. Таким образом, вне зависимости от фактически наступившего вреда, превышение предельно допустимых нормативов воздействия на природную среду равнозначно наступлению вреда.
В отдельных составах экологических преступлений законодатель использует факультативные признаки объективной стороны, которые становятся обязательными: место совершения преступления - зона экологического бедствия, территория заповедника, критические местообитания и т.п.; способы совершения преступления - применение взрывчатых или химических веществ и др.
Субъективная сторона большинства экологических преступлений характеризуется неосторожной виной по отношению к вредным последствиям, являющимся признаками как основных, так и квалифицированных составов. Нарушение соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды, наказуемое независимо от последствий, может быть как умышленным, так и неосторожным. Следует иметь в виду, что учебники по уголовному праву и комментарии к УК, в основном базировались на прежней редакции ч. 2 ст. 24 УК, в которой говорилось, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только тогда, когда об этом прямо говорится в норме Особенной части УК. Новая редакция данной части статьи, введенная федеральным законом "О внесении изменение и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 20 мая 1998 года подчеркивает, что деяние может быть совершено только по неосторожности в том случае, когда об этом говорится в законе.
Субъектами экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых статьях предусмотрена ответственность специального субъекта.
К уголовной ответственности по ст. 250 УК - загрязнение вод - могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица. Кроме того, подчеркивается, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения или организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность по статьям 285 и 201 УК РФ.
При этом необходимо учитывать, что статьи 256, 258 и 260 УК специально предусматривают ответственность за совершение экологических преступлений с использованием служебного положения, что не требует квалификации по совокупности с ранее указанными должностными преступлениями.
Исходя из непосредственного объекта, экологические преступления подразделяются на экологические общего характера и специальные экологические преступления. Первые посягают на природу в целом, вторые - на ее компоненты или составные части.
К экологическим преступлениям общего характера относятся преступления, предусмотренные ст.ст.246,247,248,249 УК.
К специальным экологическим преступлениям относятся преступления, предусмотренные ст.ст.250-262 УК.